УДК: 
138.147
Ерцкина Елена Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной подготовки, Саяно-Шушенский филиал, Сибирский федеральный университет, erzkina@mail.ru, Абакан
Королькова Надежда Николаевна
Кандидат технических наук, доцент кафедры гидротехнических сооружений и гидравлических машин, Саяно-Шушенский филиал, Сибирский федеральный университет, korolkova2n@yandex.ru, Абакан

Анализ междисциплинарных связей в условиях интегративного подхода

Аннотация: 
В настоящее время от выпускников всех вузов, а в частности технических, требуется соответствие достаточно высоким требованиям, продиктованным потребностями производства, рынка труда, современного общества в целом. Актуальность работы заключается в необходимости изучения и анализа процесса формирования профессиональных компетенций в условиях реализации интегративного подхода на основе междисциплинарных связей в целях повышения качества образования и профессионального развития личности. Цель статьи – анализ междисциплинарных связей в процессе изучения студентами технических вузов смежных дисциплин для формирования профессиональных компетенций, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к выпускникам вузов на рынке труда. Методология. Основу статьи составляют системный подход, интегративный подход, деятельностный подход, позволяющие междисциплинарным связям интегрировать процесс обучения, решая прикладные задачи технических дисциплин способами и методами других базовых дисциплин. Результаты исследования. С целью обозначения имеющихся междисциплинарных связей между графическими и техническими дисциплинами рассмотрены примеры применения графических методов решения прикладных технических задач. Решая задачи по теоретической механике аналитически и методом ортогональных проекций, получив при этом одинаковое решение, можно утверждать важность знаний начертательной геометрии в решении технических задач. Заключение. Благодаря междисциплинарным связям развивается творческая компонента инженерного мышления, решение практических задач создает у обучающихся структуру системы знаний, умений, навыков, позволяя применять ее в будущей профессиональной деятельности. Применение интегративного подхода позволяет организовывать образовательный процесс, опираясь на сформированную базу и применять изученные ранее методы для решения новых задач.
Ключевые слова: 
интеграция; дифференциация; интегративный подход; междисциплинарные связи; начертательная геометрия; теоретическая механика; профессиональные компетенции
Библиографический список: 

1. Покровская М. В., Лунина И. Н. Инженерная графика: теория и практика межпредметных связей [Электронный ресурс] // Наука и образование. МГТУ им. Н. Э. Баумана. – 2016. – № 11. – C. 175–188.
2. Даулеткериев А. Р. Особенности дифференциации и интеграции науки в современных условиях [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. – 2017. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-differentsiatsii-i-integra... (дата обращения: 18.09.2023).
3. Блох Артур. Законы Мерфи / [пер. с англ. Е. Г. Гендель]. – Минск: Попурри, 2004. – 253 с.
4. Шарифзода Ф. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Душанбе, 1997. – 49 с.
5. Парахонский А. П., Венглинская Е. А. Интеграция и дифференциация наук, их связь с образованием // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 86–87.
6. Савченко Т. Л. Межпредметные связи в педагогике [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/13/mezhpredmetnye-svya... (дата обращения: 10.11.2023).
7. An S. A. Preservice teachers’ knowledge of interdisciplinary pedagogy: the case of elementary mathematics–science integrated lessons // ZDM. – 2016. – № 49 (2). – P. 237–248. – URL: https://www.utep.edu/education/stemmers/resources/an-2017-zdm.pdf (дата обращения: 10.11.2023). DOI: 10.1007/s11858-016-0821-9
8. Ерцкина Е. Б., Королькова Н. Н. Роль междисциплинарных связей в формировании профессиональных компетенций выпускников технического вуза // Образование и общество. – 2021. – № 4. – С. 82–92.
9. Integrative Learning: International research and practice / Eds. D., Blackshields, J. Cronin, B. Higgs, S. Kilcommins, M. McCarthy, & A. Ryan – 1st ed. Routledge. 2014. – 336 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315884769/
10. Часовских Г. А., Кликунова Е. В. К вопросу о возвращении черчения в школу // Педагогический поиск. – 2021. – № 3. – С. 27–31.
11. Монж Г. Начертательная геометрия. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. – 292 с.
12. Торхова Е. К. История развития начертательной геометрии: учебное пособие [Электронный ресурс] / сост. Е. К. Торхова, Н. Ю. Кунгурцева; под ред. Е. К. Торховой. – Ижевск, 2012. – 14 с.
13. Дмитриева И. М., Иванов Г. С., Серегин В. И., Муравьев К. А. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики // Геометрия и графика. – 2013. – № 3. – С. 8–12.