УДК: 
371+374+376.2
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Арлашева Людмила Вячеславовна
куратор по здоровьесбережению, МБОУ «Старопестерёвская средняя общеобразовательная школа», Беловский МО, arlasheva@mail.ru, Кузбасс
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, психологии и профессионального образования, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Abaskalova2005@mail.ru, Кемерово
Кириченко Владимир Владимирович
Кандидат педагогических наук, руководитель структурным подразделением «Бассейн», Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Кемерово, kirichenkov68@gmail.com, Кемерово
Панина Татьяна Семеновна
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, психологии и профессионального образования, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», panina1510@mail.ru, Кемерово

Совершенствование здоровьесберегающей деятельности субъектов образования

Аннотация: 
Показано, что в связи с системной трансформацией социокультурных условий, сопровождающейся ухудшением социальной, экономической обстановки, повышением интенсивности обучения, одной из ключевых идей реформы образования является принцип здоровьесбережения и социальной сообразности. Цель статьи – отразить теоретическое обоснование, разработку и экспериментальную проверку педагогических условий совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов основного общего образования. Методология. Методологической проблемой является то, что здоровьесберегающий потенциал образовательной организации – основа сохранения и укрепления здоровья, увеличения адаптационных ресурсов личности при условии взаимодействия школы, семьи с другими социальными институтами, учреждениями дошкольного образования, что, в свою очередь, требует наращивания профессиональной здоровьесберегающей компетентности педагогов. Установлено, что все виды здоровесберегающих компетенций являются комплексными и отражающими значимые характеристики профессиональной деятельности. Результаты исследования. Представлены результаты различных типов взаимодействия субъектов образования в основной школе в процессе реализации комплекса компетенций, которые направлены на использование интегративных, дифференцированных средств, методов и технологий с учетом функциональных возможностей и регуляторно-поведенческих особенностей обучающихся. В заключении подчеркивается, что осуществление комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга является стержневым психолого-педагогическим условием, позволяющим координировать действия всех субъектов образования.
Ключевые слова: 
здоровьесберегающая деятельность; личностный потенциал; мониторинг; адаптивно-развивающее взаимодействие; компетентность; компетенции
Библиографический список: 

1. Забнева Э. И., Логунова Л. Ю., Заруба Н. А. и др. Образование: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография / отв. ред. Э. И. Забнева, Л. Ю. Логунова. – Кемерово: Издательство ИРО Кузбасса, 2024. – 299 с.
2. Арлашева Л. В., Казин Э. М., Абаскалова Н. П. и др. Педагогические условия адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 2. – С. 1–16.
3. Арлашева Л. В., Казин Э. М., Абас-калова Н. П., Губанова М. И. Педагогическая модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога основного общего образования // Вестник КемГУ. – 2024. – Т. 8, № 1. – С. 57–68.
4. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Доч-
кин С. А. и др. Развитие личностного потенциала субъектов образования в процессе здоровьесберегающего сопровождения: монография; под науч. ред. Э. М. Казина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2023. – 304 с.
5. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. [и др.] Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. – Кн. I. Психолого-педагогические, физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков; под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. – 363 с.
6. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. – Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников / ред. колл.: Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова [и др.] / под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УСМЦ ЖДТ», 2017. – 495 с.
7. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. – Кн. III. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / ред. колл.: Н. П. Абаскалова, Т. В. Волосовец, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УСМЦ ЖДТ», 2018. – 571 с.
8. Арлашева Л. В. Реализация здоровьесберегающей компетентности учителя в процессе адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 3. – С. 121–133.
9. Казин Э. М., Арлашева Л. В., Гаврилен-ко Л. С., Кириченко В. В. Здоровьесберегающая деятельность как основа совершенствования безопасной и адаптивно-развивающей образовательной среды // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2024. – № 4 (56). – С. 33–45.
10. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B. A., Schneider M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis // J. Res. in Pers. – 2018. – Vol. 74. – P. 83–94.
11. Hoffmann T., Thomas R., Del Mar C. Communicating school health screening results to parents and children // School Health Screening Systems. – 2014. – P. 221–236.
12. Bernadette M., Melnyk Ph. D. et al. Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents // American journal of Preventive Medicine. – 2013. – Vol. 45. – P. 407–415.
13. Абаскалова Н. П. Здоровьесберегающие технологии в системе образования // // Школьная медицина: учебное пособие; под ред. Р. И. Айзман и др. – М.: КноРус, 2023. – С. 125–149.
14. Абаскалова Н. П. Ресурсы образовательного учреждения по реализации здоровьесберегающих технологий // Социально-философские аспекты науки и образования. – 2023. – № 2. – С. 5–12.
15. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Крас-ношлыкова О. Г. [и др.] Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы) // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1(21). – С. 26–32.
16. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся: монография. – Кн. II. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты развития обучающихся в онтогенезе / редколл. Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Э. М. Казин [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во
КРИПКиПРО, 2021. – 433 с.
17. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся: монография. – Книга III. Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в образовательной деятельности / редкол.: Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, С. Ю. Балакирева [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2022. – 386 с.