УДК: 
372.3/.4+316.7
Никульников Антон Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

Социальная активность младших школьников в условиях современной начальной школы

Аннотация: 
В современном мире возрастает значение активности для человека в различных сферах его жизни и деятельности. Активная жизненная позиция позволяет человеку достигать результатов, быть независимым и более уверенным в завтрашнем дне. Одним из видов активности является активность социальная. Социальная активность представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность по совершенствованию условий и форм общественного сосуществования. Она фиксирует сложившиеся в обществе потребности, направления деятельности, правила, стандарты, идеалы и позволяет отдельному члену общества реализовать свои идеи, воплотить представления, проявить знания и продемонстрировать систему ценностей. Формирование социальной активности начинается с дошкольного возраста, поскольку важнейшие социальные поведенческие установки наиболее продуктивно формируются именно в детстве. В этот период у ребенка появляется социальная значимость деятельности, притязания на признание в окружающем его социальном пространстве. Дальнейшее развитие социальной активности происходит в начальной школе, ее важность обусловлена начальным этапом формирования активности, самостоятельности, инициативности и ответственности личности ребенка младшего школьного возраста. Целью статьи является анализ понятия «социальная активность младшего школьника» и критериев ее оценки. Методология исследования основана на системном подходе, позволяющем рассматривать социальную активность как процесс непосредственного вхождения индивида в социальную среду (А. В. Мудрик); как качество личности, которое является показателем социальной значимости деятельности (Н. Н. Никитина); как формирующуюся потребность, которая имеет специфику на каждом возрастном этапе человека и зависит от его личностных особенностей и социального опыта (Ю. К Бабанский). Результатом исследования является обозначение критериев оценки социальной активности ребенка младшего школьного возраста. Ответственность как способность личности принимать решения и готовность взять на себя ответственность за их последствия. Сознательность – чувство долга, ответственности, причастности к окружающей действительности. Самостоятельность выражается в умении ставить перед собой определенные цели и достигать их, действуя самостоятельно и инициативно. В заключении делается вывод о том, что развитие социальной активности младших школьников осуществляется при соблюдении условий: наличие воспитательной среды, принятии младшим школьником социальной активности как ценности, создании творческой среды, ситуации эмоционального переживания.
Ключевые слова: 
активность; социальная активность; социальная активность младших школьников; ответственность; сознательность; самостоятельность
Библиографический список: 

1. Важенина Н. Н. Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 4. – С. 28–30. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4969/ (дата обращения: 01.02.2025).
2. Грибанова В. А. Содержание понятия «активность» в научной литературе // Вестник Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-aktivnost-v-nauc... (дата обращения 30.01.2025).
3. Аверина И. Г. Понятие социальной активности и его сущность. – URL: https://infourok.ru/statya-ponyatie-socialnoy-aktivnosti-i-ego-suschnost... (дата обращения 31.01.2025).
4. Куранова Т. Д., Скорикова И. Б. Современные подходы к оценке достижений младших школьников // Наука и образование сегодня. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke-dostizhe... (дата обращения 02.02.2025).
5. Сорокоумова Е. А., Молостова Н. Ю., Ферапонтова М. В. Психолого-педагогические аспекты становления ответственности младшего школьника поколения Z // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 1. – С.146–152.
6. Феталиева Л. П. Формирование ответственности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе // Вестник Социально-педагогического института. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-otvetstvennosti-u-mladshe... (дата обращения: 01.02.2025).
7. Янбухтина Г. Ф. Воспитание сознательности как актуальная научно-педагогическая проблема // Педагогический журнал. – 2017. – Т. 7, № 2А. – С. 350–355.
8. Развитие социальной активности младших школьников. Методические материалы к программе «Орлята России» / авт.-сост. Е. В. Арасланова, Е. А. Белорыбкина, О. Н. Бершанская, Н. О. Иванова, О. В. Токмакова; под ред.
Е. А. Белорыбкиной. – М., 2022. – 303 с. – URL: https://sh10-ustkem-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/230/2832/Metodi... (дата обращения: 01.02.2025).
9. Касумова Л. А. О некоторых аспектах формирования самостоятельности у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2 (87). – С. 232–234.
10. Копытова Т. В. Обеспечение принятия младшим школьником социальной активности как ценности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2010. – № 3-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya... (дата обращения: 02.02.2025).
11. Ткачева Ю. В. Воспитательная среда школы: сущность и структура // Символ науки. – 2020. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sreda-shkoly-suschnost-... (дата обращения: 02.02.2025).
12. Ларисова И. А. Педагогические условия формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. – № 129. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya... (дата обращения 01.02.2025).
13. Глазунов Ю. Т. Эмоциональное переживание в системе целеполагания человека // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2011. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-perezhivanie-v-sisteme-t... (дата обращения 02.02.2025).
14. Bakar R. The effect of learning motivation on student’s productive competencies in vocational high school // International Journal of Asian Social Science. – 2014. – Vol. 4(6). – P. 722–732.