Ласкожевская Елена Владимировна
., МАДОУ «Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников», laskozhevskaya.alena@yandex.ru, Ленинск-Кузнецкий
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, психологии и профессионального образования, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Abaskalova2005@mail.ru, Кемерово
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Результативность региональной стажировки в процессе совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольного образования
Аннотация:
В статье рассматриваются пути и средства совершенствования здоровьесберегающей компетентности работников дошкольных образовательных учреждений на основе функционирования региональной стажировочной площадки.
Цель: раскрытие особенностей работы инновационной стажировочной площадки по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования.
Методология и методы исследования. Рассматриваются методологические и технологические подходы, направленные на реализацию системно-деятельностного и компетентностного подходов к проблеме совершенствования адаптивно-развивающего потенциала в дошкольной образовательной организации.
Результаты исследования. Описаны различные формы и направления деятельности региональной стажировочной площадки, результативность стажеров по показателям готовности к здоровьесберегающей деятельности, параметрам совершенствования соответствующих профессиональных компетенций.
Показано, что опыт инновационной деятельности стажировочной площадки позволяет существенно наращивать ресурсы стажирующихся педагогов в сфере когнитивного и практического освоения дидактической, информационно-технологической и психолого-педагогической здоровьесберегающих компетенций. Констатировано, что опыт использования ручных и автоматизированных программно-технических средств оценки адаптивно-развивающего потенциала воспитанников в сочетании с использованием различных форм взаимодействия субъектов дошкольного образования позволяет актуализировать процесс непрерывного образования и развития педагогических работников и управленческих кадров в сфере их социально-адаптивной компетентности и профессионализма в целом.
В заключении указывается важность и значимость организации и прохождения стажировки педагогическими работниками по проблеме совершенствования здоровьесберегающей компетентности. Сформулировано определение «совершенствование здоровьесберегающей компетентности педагогов».
Ключевые слова:
региональная стажировочная площадка; здоровьесберегающая компетентность; компетенции; адаптивно-развивающий потенциал; сетевое взаимодействие
Библиографический список:
1. Соколовская Т. А. Здоровье детей: основные тенденции и возможные пути его сохранения // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – URL: https://science-ducation.ru/ru/article/view?id=26572 (дата обращения: 14.03.2025).
2. Hamidovna N. R. Preparation of children in schools by making technological techniques in pre-school education // European Journal of Research and Reflection Scienses. – 2020. – № 8(2). – P. 120–124.
3. Narimbaeva L. K. The Development of the Pre-school Education System is A Requirement of the times // The American Journal of social science and education innovations. – 2020. – № 2(11). – P. 108–111.
4. Орлянская А. В. Социальное партнерство как инновационный ресурс профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации // Сибирский педагогический журнал. – 2025. – № 1. – С. 116–128.
5. Савиных Г. П., Попцов Д. А. Диагностика оценочных компетенций педагогов на уровне общеобразовательной организации // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 4. – С. 17–25.
6. Працун Э. В. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2013. – 213 с.
7. Бермус А. Г. Проблеме становления теории содержания непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2024. – Вып. 2 (46). – С. 1–17. DOI: 10.15393/j5.art.2024.9485
8. Макареня А. А., Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия. В процессе повышения квалификации // Человек и образование. – 2011. – № 4 (29). – С. 59–63.
9. Иванова О. Г. Актуализация здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2019. – 196 с.
10. Казин Э. М., Ласкожевская Е. В., Гор-ная Е. П., Иванова О. Г. и др. Организационно-педагогические условия формирования личностного потенциала старших дошкольников // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 211–224.
11. Ласкожевская Е. В., Горная Е. П. Региональная стажировочная площадка «Формирование личностного потенциала дошкольников» как одна из форм наставничества // Материалы Международной научно-практической конференции: «Профессиональное образование и занятость молодежи: 21 век. Год педагога и наставника: сохраняя прошлое, создаем будущее» (апрель, 2023 г.). – Кемерово: Издательство КРИРПО, 2023. – С. 108–110.