УДК: 
378+371.145
Исаева Татьяна Евгеньевна
Доктор педагогических наук, профессор, Заведующий кафедрой "Иностранные языки", Ростовский государственный университет путей сообщения, isaeva.te@yandex.ru, Ростов-на-Дону

Научная конференция по вопросам высшего образования как действенный инструмент развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей университета

Аннотация: 
Среди ученых и университетских преподавателей сложилось ограниченное представление о возможностях научной конференции в профессионально-личностном раз-витии ее участников. Многие воспринимают конференцию лишь как способ публикации научной рукописи. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения по-тенциала научных конференций в повышении профессиональной квалификации и развитии наиболее востребованных компетенций преподавателей вузов в условиях перманентного реформирования системы высшего образования. Цель статьи состоит в изучении феномена научной конференции по вопросам высшего образования в педагогическом ракурсе, т. е. с точки зрения ее развивающего и воспитываю-щего потенциалов. Гипотеза основывается на предположении, что участие преподавателей в конференции по вопросам высшего образования благотворно сказывается на развитии их базовых профессионально-педагогических компетенций ввиду правильности выбранной формы организации мероприятия и его содержательных линий научного обсуждения. Методология и методы исследования. В исследовании избран системный подход, предполагающий изучение научной литературы, теоретико-прогностическое обоснование возможностей научной конференции, а также проведение эмпирического исследования с целью определения степени достоверности выдвинутой гипотезы. Анализ имеющихся научных публикаций по проблеме исследования позволил выявить несколько популярных ракурсов рассмотрения конференции как объекта исследования, однако не было обнаружено работ, в которых бы целенаправленно изучались вопросы развития профессионально-педагогических компетенций участников, т. е. педагогический ракурс. На основании более двадцатилетнего опыта проведения международной научной конференции по вопросам высшего образования удалось сформулировать основные функции конференции. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило сформулированные теоретические предположения о том, что неоднократное участие в подобных конференциях эффективно в развитии научного сознания, установлении важных контактов в научной среде и развитии коммуникативных способностей университетских педагогов. В заключении делается вывод о том, что научная конференция обладает большим потенциалом как в совершенствовании имиджа университета, так и в профессионально-педагогическом развитии ее участников.
Ключевые слова: 
научная конференция; высшее образование; профессионально-личностные компетенции преподавателя; педагогический ракурс; студенческая научная конференция
Библиографический список: 

1. Павель Е. В., Банная Е. В. О результативности университетских научных конференций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – Т. 9, № 6. – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/21EVN617.pdf. (дата обращения: 19.03.2025).
2. Томская М. В. Научная конференция как событие // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2016. – № 7 (746). – С. 256–263.
3. Khan S. How to organize a good academic conference? [Электронный ресурс] // Илмий-методик: электрон журнал. – 2015. – № 5. – С. 202–205. – URL: https://journal.fledu.uz/wp-content/uploads/sites/3/2019/04/article-4278.... (дата обращения: 25.03.2025).
4. Sandnes F. E. Are there too many papers by the same authors within the same conference proceedings? Norms and extremities within the field of human–computer interaction // Scientometrics. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1007/s11192-025-05271-9. (дата обращения: 25.03.2025).
5. Алексеева Т. Б., Гладкая И. В., Синицына А. И. Интернет-конференция как форма научной коммуникации молодых исследователей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10023 (дата обращения: 19.03.2025).
6. Esterhuysen C. Conferences in the time of COVID: Perspectives on organising ISXB-4 Virtual. CrystEngComm [Электронный ресурс]. – 2021. – URL: https://www.researchgate.net/publication/353111977_Conferences_in_the_ti... (дата обращения: 19.03.2025). DOI: 10.1039/D1CE90069B.
7. Luo Y., Li Y., Ogunyemi O., Koski E., Himes B. E. Leveraging large language models for academic conference organization [Электронный ресурс] // NPJ Digit Med. – 2025. – Feb 14. – № 8(1), p. 101. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/39953127/ (дата обращения: 19.03.2025). DOI: 10.1038/s41746-025-01492-7.
8. Oruc A. Tools for Organizing an Effective Virtual Academic Conference [Электронный ресурс] // Serials Review. – 2022. – № 47(3). – URL: https://www.researchgate.net/publication/359773811_Tools_for_Organizing_... (дата обращения: 03.04.2025). DOI: 10.1080/00987913.2022.2050615.
9. Morrison M., Merlo K., Woessner Z. How to Boost the Impact of Scientific Conferen-ces // Cell. – 2020. – Vol. 182, Issue 5. – P. 1067–1071. DOI: 10.1016/j.cell.2020.07.029.
10. What is the Purpose of a Scientific Conference? [Электронный ресурс] // Global Conference. – October 30, 2024. – URL: https://globalconference.ca/what-is-the-purpose-of-a-scientific-conference/ (дата обращения: 03.04.2025).
11. Mcglynn C., Mycock A. Five Key Lessons for Organising a Conference. European Political Science. – 2011 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/263367678_Five_Key_Lessons_for_... (дата обращения: 27.03.2025) DOI: 10. 10.1057/eps.2010.16.
12. Руденко И. В., Писаренко Д. А. Инновационные воспитательные практики в цифровой среде вуза – пространстве взросления молодежи // Сибирский педагогический журнал. – 2025. – № 1. – С. 7–16. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2501.01.
13. Chen R. S., Rizvi T. et al. How can we make conferences more inclusive? Lessons from the International 2 Ethological Congress [Электронный ресурс] // Preprint. – 2025. – URL: https://www.researchgate.net/publication/384306556_How_can_we_make_confe.... (дата обращения: 27.03.2025) DOI:10.32942/X20K8H.
14. Привалова Н. М., Двадненко М. В., Бурлака С. Д. Научные конференции и их роль в формировании интеллектуальной деятельности студента [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 175–176. – URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11492 (дата обращения: 19.03.2025).
15. Сунцова Н. А., Окулова И. И., Жданова О. Б., Часовских О. В., Ковалева Л. К., Мутошвили Л. Р. Студенческие научные конференции как метод познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 4. – С. 41–46. – URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1769 (дата обращения: 19.03.2025).
16. Inbar D., Kupchik Yo. M., Ben-Zvi D., Yovel Yo., Sadeh I. Engaging high-school students in scientific conferences // Trends in Ecology & Evolution. – June 2024. – Vol. 39, № 6. – P. 507–509.
17. Минатуллаев А. А., Хабибулаев Х. М. Проектный подход к организации и проведению студенческой научной конференции // УЭПС. – 2017. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-podhod-k-organizatsii-i-prov... (дата обращения: 27.03.2025).
18. Инновационные формы работы научно-практических конференций: методические рекомендации / cост. И. С. Бубнова, В. В. Гайдукова, Н. О. Яковлева. – Краснодар: ИРО Краснодарского края, 2021. – 33 с. – URL: https://iro23.ru/wp-content/uploads/2024/07/Формы-работы-конференций.pdf
19. Banderlipe Mc R., Ingram V. Building communities and professionalism through student-organised conferences: Opportunities and reflections for doctoral education // Educação, Sociedade & Culturas. 2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/382613737_Building_communities_... (дата обращения: 27.03.2025). DOI:10.24840/esc.vi68.845.
20. Преподаватель высшей школы в ХХI веке: Труды 20-й Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Ростов н/Д.: Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2023. – Т. 20, Ч. 2. – 298 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54188137&selid=54188150 (дата обращения: 19.03.2025).
21. Исаева Т. Е. Педагогизация как актуальный тренд развития среды технического университета // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2024. – № 2 (54). – С. 27–34. DOI: 10.54509/
22203036_2024_2_27
22. Исаева Т. Е. Создание цифрового имиджа преподавателя высшей школы: цели, возможности и препятствия (результаты эмпирического исследования) [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7. – C. 98–113. URL: http://e-koncept.ru/2023/231064.htm. (дата обращения: 19.03.2025). DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11064