УДК: 
378
Нелюбов Сергей Александрович
Доктор педагогических наук, Профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, ., Новосибирск
Буланкина Надежда Ефимовна
Доктор философских наук, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, nebn@yandex.ru, Новосибирск

Актуальные аспекты совершенствования методологии исследования проблемы поликультурного развития личности

Аннотация: 
В статье раскрывается активный поиск путей актуализации исследования культуросозидающей миссии образования в пространстве современного гуманитарного безопасного универсума, в котором языковая личность может проявить себя как индивидуальность в понимающей поликультурной коммуникативной среде. Цель статьи заключается в презентации результатов концептуализации актуальных аспектов совершенствования методологии исследования динамики педагогической деятельности в свете инновационного концептостроения языка отечественного образования, иными словами, процессов, происходящих в деятельности и образовательного учреждения, и его непосредственных участников, включая их общую и профессиональную культуру в целом. Методология исследования включает теоретическое обоснование, анализ и обобщение полученных данных, проектирование образовательного процесса в рамках интеграционного подхода как наиболее ценностно значимого. Интерес в обозначенном контексте представляют полученные результаты осмысления фундаментальных исследований, в которых с особой тщательностью проработаны философские основы и теоретико-методологическая база совершенствования современного отечественного образования. В частности, это относится к предъявлению одного из возможных способов приобщения человека к реальной культуре через объективные гуманитарные практики, в основании которых лежит системный подход как способ аксиологизации и персонификации образовательного процесса через поликультуры, ориентирующие языковую личность на непрерывное познание и самопознание. Результаты исследования отражают обобщенное видение современной гуманистической практики поликультурного развития личности. Представлены три вектора развития методологии исследования искомой проблемы. К ним авторы относят: 1) культуросозидающая миссия образования как проявление современного гуманитарного универсума – от личности в гуманитарном образовательном универсуме к проявлению индивидуальности; 2) архитектоника образа поликультурной картины мира руководителя образовательного учреждения: отражение полифункциональности его деятельности; 3) социокультурная идентичность личности как ценностная доминанта обновленной парадигмы непрерывного поликультурного образования в условиях безопасной поликультурной среды. В заключении сформулированы основные выводы относительно необходимости приобщения к аутентичной культуре через объективные гуманитарные практики, в основании которых системный подход как способ аксиологизации и персонификации образовательного процесса через поликультуры, ориентирующие языковую личность на непрерывное познание и самопознание.
Ключевые слова: 
гуманитарные практики; образ поликультурного мира личности; безо-пасный коммуникативный универсум; руководитель образовательного учреждения (РОУ)
Библиографический список: 

1. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного технического университета. – 2005. – Т. 51, № 7. – С. 83–84.
2. Брызгалина Е. В. Индивидуальность: стратегии поиска. – М.: Когито-Центр, 2003. – 464 с.
3. Буланкина Н. Е. Культурное самоопределение личности в поликультурном мире новых вызовов и новой ответственности педагога-наставника // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2023. – № 4(64). –
С. 62–72. – DOI: 10.24888/2073-8439-2023-64-4-62-72. – EDN LDJPQN.
4. Bulankina N., Malakhova N., Mishutina O. Online vs. offline: axiological model of educational Rhizoma-like professional spaces // E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Vol. 273. – Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. – DOI: 10.1051/e3sconf/202127312068. – EDN ASTXRX.
5. Нелюбов С. А., Буланкина Н. Е. Поликультурное развитие личности руководителя образовательного учреждения: монография. – Ростов-на-Дону, 2025. – 173 с.
6. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. – 188 с.
7. Елизова Е. А. Гуманитарное образование: опыт философского осмысления: монография. – Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2009. – EDN QWXCHJ.
8. Буланкина Н. Е., Умбрашко К. Б. Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога // Педагогический ИМИДЖ. – 2020. – Т. 14. – № 1 (46). – С. 49–61.
9. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 250 c.
10. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988. – 319 с.
11. Каган М. С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
12. Буланкина Н. Е., Елизова Е. А. Культуротворческая миссия образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1 (45). – С. 4–7. – EDN LDEMOF
13. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве: монография. – М.: Изд-во АПКиПРО, 2002. – 250 с.
14. Нелюбов С. А. Самореализация человека в условиях развития социальной сферы Новосибирской области // Сибирский учитель. – 2018. – № 5 (120). – С. 5–10. – EDN PHOSGO.
15. Egorova E. V., Bulankina N. E. A Com-prehensive Design of Digital Transformation of Professional Pedagogical Discourse //
II International Scientific Forum on Sustainable Development and Innovation (WFSDI 2023): Conference Proceedings, Porto, Portugal, 27–28 апреля 2023 года. – Ekaterinburg: Institute of Digital Economics and Law LLC, 2024. – P. 338–346. – EDN WFTDGD.
16. Shustova S. V., Bulankina N. E., Leontyeva L. A., Shirinyan M. V. Topical Issues of Methodology of Developing Mentor’s Communication Competence Through Teaching Foreign Languages // Integrtion of Education. –
2024. – Vol. 28, No. 1(114). – P. 40–51. – DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.040-051. – EDN IQAKSX.
17. Буланкина Н. Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. – 250 с.
18. Буланкина Н. Е., Иванова О. Л. Проектирование инновационного пространства гуманитарного образования в современной школе: учебное пособие для педагогических работников. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. – 150 с.
19. Egorova E., Bulankina N. Intelligenсe architectonics methodology: international language training of students // E3S Web of Conferences: EBWFF 2023 – International Scientific Conference Ecological and Biological Well-Being of Flora and Fauna (Part 1). Vol. 420. – Blagoveschensk: EDP Sciences, 2023. – P. 06030. – DOI: 10.1051/e3sconf/202342006030. – EDN HETCHS.
20. Nelyubov S. A. Umbrashko K. B., Bulankina N. E. A Leader in Search of a Humanitarian Universe: Architectonics of Strategy and Tactic Innovations // Сибирский учитель. – 2022. – No. 3(142). – P. 5–11. – EDN DLRYXY.
21. Bulankina N. E., Nelyubov S. A., Umbrashko K. B. Problems & prospects for sustainability and leadership of professional education: regional aspects // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2022. – No. 1(57). – P. 32–41. – DOI: 10.24888/2073-8439-2022-57-1-32-41. – EDN VIXMAO.
22. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. – М., 1974. – 269 с.
23. Соколков Е. А., Буланкина Н. Е. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления: монография. – М.: Университетская книга, 2011. – 232 с. – EDN RAZRUP.
24. Соколков Е. А., Кондратенко А. П., Буланкина Н. Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании: монография. – М.: Университетская книга, 2008. – 192 с. – EDN RAZRUZ.
25. Умбрашко К. Б., Нелюбов С. А., Буланкина Н. Е. Региональный историко-культурный потенциал в контексте современных реалий непрерывного образования учителя // Сибирский учитель. – 2025. – № 1 (158). – С. 5–13.