УДК: 
37.035.6
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Воронеж

Особенности педагогической диагностики гражданской идентичности личности и процесса ее формирования

Аннотация: 
В статье актуализируется вопрос предметного изучения педагогической диагностики гражданской идентичности личности и процесса ее формирования. Цель статьи: выявить особенности педагогической диагностики процесса формирования гражданской идентичности личности, рассматривая при этом сформированность гражданской идентичности как целевой ориентир и, соответственно, результат данного процесса. Методология и методы исследования были выбраны с учетом сущности феномена идентичности и сложившейся практики его изучения. Использовались междисциплинарный и процессуальный подходы, принцип интегративности, аналитико-синтетический метод и метод конкретизации. Статья носит аналитико-обзорный характер. Результаты исследования. К особенностям педагогической диагностики гражданской идентичности личности и процесса ее формирования следует отнести: а) необходимость опоры на социологический или психологический анализ сущности гражданской идентичности и процесса ее формирования, позволяющий использовать готовые конструкты для определения необходимых условий, ресурсов, механизмов, процессуальных решений формирования гражданской идентичности личности; б) обоснование и принятие за основу проектирования и реализации диагностических процедур непротиворечивой совокупности родовых и видовых характеристик гражданской идентичности, сочетания константных и изменчивых ее характеристик; в) определение критериев для педагогической диагностики гражданской идентичности и процесса ее формирования с учетом избираемой структуры изучаемого феномена, а также контекста и цели исследования; г) отбираемый диагностический инструментарий должен соответствовать избранному варианту междисциплинарной интеграции; д) конструирование собственно педагогических диагностических методик должно решать задачу соблюдения принципа возрастосообразности, по этой причине в педагогической диагностике гражданской идентичности и процесса ее формирования широко используются интерпретированные, модифицированные и авторские методики и приемы.
Ключевые слова: 
гражданская идентичность; процесс формирования гражданской идентичности личности; педагогическая диагностика; критерии диагностики гражданской идентичности
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Гусельцева М. С. и др. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 252 с.
2. Махинин А. Н., Шакурова М. В., Остапенко В. С. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический контекст): монография. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – 188 с.
3. Каримов Р. Р. Российская гражданская идентичность и институт глобализации: движение вместе или врозь? // Этносоциум и межнациональная культура. – 2018. – № 2 (116). – С. 123–132.
4. Юрченко М. А., Бобер А. Е., Устименко Я. И. Измерение социокультурных феноменов в образовании: национальная идентичность // Непрерывное образование: XXI век. – 2024. – Вып. 4 (48). DOI: 10.15393/j5.art.2024.9985
5. Алехина Е. В. Опыт диагностики гражданского самоопределения личности в исследованиях отечественных ученых // Человек и общество: история и современность. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024. – С. 3–20.
6. Максимова Л. Ю., Рябова И. В. Концептуализация феноменов гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности и гражданской компетентности как компонентов гражданской направленности личности // Мир образования – образование в мире. – 2020. – № 2(78). – С. 146–162. DOI: 10.51944/2073-8536_2020_2_146
7. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. – 2018. – Т. 8, вып. 1. – С. 6–15. DOI: 10.21638/11701/ spbu16.2018.101
8. Овчинникова Ю. Г., Селюгина П. Б. Личностная идентичность: от философских истоков к психологической сущности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9, № 1. – С. 153–161.
9. Соловьева С. Л. Идентичность как ресурс выживания // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 1. – C. 5. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-11050
10. Ковалев В. А. Русский национализм и национально-государственные интересы России // Политический анализ. – 2011. – № 11. – С. 68–89.
11. Hale H. E., Laruelle M. Rethinking Civilizational Identity from the Bottom Up: A Case Study of Russia and a Research Agenda // Nationalities Papers. – 2020. – № 48:3. – P. 585–602. DOI: 10.1017/nps.2019.125
12. Garbacz P. A new perspective on criteria of identity // Synthese. – 2022. – № 200:476. DOI: 10.1007/s11229-022-03954-x
13. Оплетина И. А., Белоусова Н. А. Выраженность компонентов гражданской идентичности у жителей разных регионов России // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 6. – С. 89–93. DOI: 10.24158/spp.2021.6.14
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
15. Маслова Е. С. Идентичность в контексте философского дискурса // Культурная жизнь Юга России. – 2018. – № 4 (71). – С. 22–27.
16. Топанова Г. Т. Смысловая обусловленность идентичности личности (на примере русских и казахских студентов): специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: дис. … канд. психол. наук. – Томск, 2015. – 144 с.
17. Огородникова С. В. Критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2017. – № 2(123). – С. 116–125.
18. Максимова Л. Ю. Педагогическая система формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2021. – 40 с.
19. Махинин А. Н. Формирование российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности образовательной организации специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Белгород, 2014. – 26 с.
20. Мокрецова Л. А., Попова О. В., Манузина Е. Б., Новолодская Е. Г. Гражданская идентичность и формирование патриотизма: концептуальные основы // Гуманизация образования. – 2021. – № 4. – С. 42–55. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10179