Быструшкин Сергей Константинович
Доктор биологических наук, профессор кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, bistrushkin@mail.ru, Анапа
Никитина Екатерина Леонидовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, e.nikitina7777@yandex.ru, Анапа
Селиверстова Ирина Григорьевна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Кубанский казачий государственный институт пищевой индустрии и бизнеса (филиал МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)), ig.seliverstova@mpgu.su, Темрюк
Синькевич Галина Павловна
Кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский казачий государственный институт пищевой индустрии и бизнеса (филиал МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)), sinkevich.19@mail.ru, Темрюк
Влияние психоэмоционального состояния учащихся подростков на самоорганизацию учебной деятельности
Аннотация:
Проблема и цель. В статье представлены материалы исследования влияния психоэмоционального состояния учащихся подросткового возраста на самоорганизацию познавательной деятельности. Особое внимание уделяется мотивационной готовности подростков к обучению, а также их возможности применять врожденные, адаптивные, способности оптимальной самоорганизации учебной деятельности в условиях профессионального обучения.
Цель статьи – изучить влияние психоэмоционального состояния учащихся подросткового возраста на самоорганизацию познавательной деятельности.
Методология. В данном исследовании были использованы следующие методы исследования психологических проблем подростков: опросник стиля учебной деятельности, опросник волевого самоконтроля, методы статистического анализа, что позволило выявить психолого-педагогические особенности эффективного формирования профессиональных знаний учащихся подросткового возраста.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования было установлено, что социальные и физиологические проблемы подросткового возраста оказывают доминирующее влияние на формирование психоэмоционального состояния учащихся, которое обусловливает характер применения адаптивных, психофункциональных способностей самоорганизации учебной деятельности. Формирование характера психофункционального состояния учащихся подростков происходит на фоне как психологической проблемной озабоченности, так и пассивной мотивационной активности. Показано, что учащиеся с высоким уровнем сформированной мотивации к обучению, готовности к всестороннему развитию активно используют адаптивную способность психической активации и волевой саморегуляции, что способствует эффективной организации учебной деятельности с использованием общепринятых педагогических приемов усвоения профессиональных знаний. Напротив, у обучающихся с низким уровнем проблемной озабоченности – состояния пассивного отношения к потребности всестороннего развития и совершенствования, готовности оказывать заботу и помощь по отношению к себе и другим – отмечаются достоверно низкие показатели самостоятельности, дисциплины, внимательности и активности, что отражается на возможностях самостоятельно организовать учебную деятельность и получать необходимые профессиональные навыки.
Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют, что применение учащимися системы педагогических приемов самоорганизации учебной деятельности способствует эффективному усвоению профессиональных знаний, при этом важно особое внимание уделять процессу формирования у обучающихся подростков мотивированного психоэмоционального состояния готовности к освоению необходимых в будущем профессиональных навыков, а также стимулировать адаптивные способности волевой саморегуляции.
Ключевые слова:
психофункциональное состояние; подростковый возраст; профессиональное обучение; волевая самоорганизация
Библиографический список:
1. Кулганов В. А., Митяева Л. В. Коррекция психоэмоционального состояния подростков 13–15 лет // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Т. 3, № 3. – С. 35–47.
2. Кузнецова М. Д. Деструктивные психоэмоциональные состояния у подростков как фактор социально-психологической дезадаптации // Экстремальная психология в экстремальном мире: тезисы статей научного форума с международным участием. – М.: МПГУ, 2024. – С. 135–139.
3. Быструшкин С. К., Селеверстова И. Г., Гениатулина Е. В., Хлыстова В. Г., Грибцова Л. С., Тютерева И. А. Особенности волевой саморегуляции обучающихся в условиях дистанционного обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 2. – С. 107–122.
4. Завертаная Е. И., Кошкарова Н. И. Особенности психоэмоционального состояния учащихся 9-х и 11-х классов // Современные вопросы биомедицины. – 2024. – Т. 8, № 1 (26). – С. 54–69.
5. Скоромец В. М., Бирюкова Н. В. Анализ психоэмоционального состояния подростков и разработка памятки для его поддержания // Научные исследования 2022: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза, 2022. – С. 121–125.
6. Чуксина Н. В., Чернявская А. В., Бреусо-ва В. С. Отношение современных детей к учёбе // STUDENTS RESEARCH FORUM 2022: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 74–78.
7. Шкоркина Т. Б. Делинквентное поведение подростков и способы его профилактики // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых. – Курск, 2023. – С. 453–455.
8. Керкис С. С. Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Пятигорск: Пятигор. гос. лингвист ун-т, 2009. – 18 с.
9. Малинкина Н. А., Изотова Е. Г. Особенности индивидуального стиля учебной деятельности студентов вуза в зависимости от типа темперамента // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Орехово-Зуево, 2023. – С. 297–299.
10. Анастасиева А. А. Понятие «самоорганизация учебной деятельности»: терминология и основные подходы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2024. – № 4 (70). – С. 204–207.
11. Maziade M., Cote R., Boutin P. The effect of temperament in primary school // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. – 2006. – Vol. 25, № 25. – Р. 692–696. (In Eng.)