УДК: 
159.922.7+316.6+376-056.2
Бронникова Анастасия Андреевна
учитель-дефектолог, учитель-логопед, Детский сад № 447 «Семицветик», lemurija@yandex.ru, Новосибирск
Агавелян Рубен Оганесович
Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университета, ruben_h_ag@mail.ru, Новосибирск

Развитие коммуникативного поведения с помощью цифровых технологий у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Аннотация: 
В статье раскрываются особенности формирования коммуникативного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством комплексного применения цифровых технологий. Воспитание культуры адекватного и безопасного взаимодействия с цифровыми ассистентами, особенно у детей с нарушением зрения, в силу своей специфики не только затрудняет самостоятельное и бесконтрольное овладение цифровыми образовательными ресурсами, но и искажает процесс овладения технологической культурой сосуществования детей с цифровым миром в контексте коммуникации с использованием современных ассистивных технологий. В ходе развития цифрового общества, процессы формирования методологии его цифровой гигиены, непреложной частью которого являются дети с нарушением зрения, приобретает особую значимость. Целью нашего исследования является теоретическое осмысление, методологическое обоснование и попытка опытным путем обосновать эффективность применения различных цифровых средств и ассистивных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. В ходе исследования мы попытаемся разработать методические рекомендации и другую методическую документацию с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с выраженной зрительной недостаточностью. Теоретико-методологической основой исследования послужили положения о целостном подходе к учету применения новых современных технологий, их обоснования и фиксации в качестве методических принципов и рекомендаций, выдвинутом Л. И. Солнцевой и продолжателями ее научной школы детской тифлопсихологии. С целью обоснования сильных сторон и выявления негативного влияния современных цифровых ассистивных технологий на успешность коррекционной работы, а также определения роли тифлопедагогов и учителей-дефектологов в данном процессе было организовано и проведено структурированное диагностическое исследование. В ходе длительного педагогического эксперимента, проведенного на базе дошкольной организации, показано, что использование интерактивных приложений, голосовых помощников, мультимедийных и тактильных ресурсов способствует значительному повышению уровня зрительного восприятия, речевых умений, пространственных представлений и эмоциональной экспрессии воспитанников. По итогам двухлетнего цикла занятий число показателей, находящихся на высоком уровне, увеличилось более чем в четыре раза, что статистически подтверждает действенность предлагаемой программы. Практическая значимость работы выражается в возможности тиражирования разработанной методики в инклюзивных и коррекционных дошкольных учреждениях, а также в подготовке специалистов-дефектологов и тифлопедагогов. Материалы исследования могут быть полезны ученым, занимающимся проблематикой цифровой реабилитации, и практикам, реализующим программы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что систематическое использование цифровых технологий не только компенсирует зрительный дефицит, но и создает условия для полноценной социализации ребенка, расширяя его коммуникативное пространство внутри и вне образовательной среды.
Ключевые слова: 
дети дошкольного возраста; нарушение зрения; цифровые технологии; коммуникативное поведение; коррекционно-развивающая работа; инклюзивное образование; тифлопедагогика; зрительное восприятие; речевое развитие; социализация
Библиографический список: 

1. Ермаков В. П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением: учебное пособие. – М.: Владос, 2017. – 143 с.
2. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграфсервис, 2000. – 250 с.
3. Виленская А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей. – М.: Полиграфсервис, 1990. – 323 с.
4. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А. М. Матюшкина. Т. 3. – М., 1983. – 368 с.
5. Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. – 1996. – № 4. – С. 25–30.
6. Жихарев А. М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. – М.: Просвещение, 1984. – 126 с.
7. Волкова Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1983. – 45 с.
8. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
9. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 18–35.
10. Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 206 с.
11. Federici S., Pelagalli G., Mattioli F. P., Zammuner V. L., Miceli S., Ricci M. C. Pretend play in children with congenital visual impairment // Frontiers in Psychology. – 2025. – Vol. 16. – Article 1535086. DOI: 10.3389/fpsyg.2025.1535086.
12. Simpson M., Shapiro G. Communicative competence in a group of visually impaired children // South African Journal of Communication Disorders. – 1989. – Vol. 36. – P. 15–20. DOI: 10.4102/sajcd.v36i1.296.
13. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999. – 114 с.
14. Осипова Л. Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие. – Челябинск: ЧГУ, 2005. – 59 с.
15. Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: методическое пособие. – Самара: ПГСГА, 2013. – 141 с.
16. Нищева Н. В. Речевая карта ребёнка младшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 6 с.
17. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 32 с.
18. Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 3–4 лет [пособие]. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 94 с. (Коррекционная педагогика).
19. Романович О. А. Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4–5 лет. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 99 с. – (Коррекционная педагогика).
20. Дружинина Л. А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения: методические рекомендации. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 118 с.
21. Дружинина Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой 2008. – 213 с.
22. Дружинина Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с.