УДК: 
372.891+378.2
Ионова Наталья Владимировна
Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии, регионоведения и туризма Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, nv_ionova@mail.ru , Новосибирск

Географическое краеведение как средство формирования географической культуры у будущих учителей географии

Аннотация: 
В статье актуализируется вопрос о подготовке будущих учителей географии, обладающих соответствующим уровнем компетентности, свидетельствующим о сформированности географической культуры – неотъемлемой части общей культуры. При этом ведущим триггером выступает географическое краеведение. Образование и культура неразрывно связаны между собой, они комплементарны друг другу, поэтому систему образования следует рассматривать как проводник культурного потенциала общества. В ФГОС ООО и Концепции развития географического образования (далее Концепция) подчеркивается значимость краеведения в воспитании чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, а также важность формирования географической культуры как составной части общечеловеческой культуры. Однако в абсолютном большинстве образовательных организаций Новосибирской области нет официально принятого предмета «Краеведение» и, соответственно, программы для реализации данного направления. Поэтому возникла необходимость в создании качественных курсов краеведения, направленных на приобретение знаний о своей местности и формирующих географическую картину мира. Цель исследования: обоснование роли географического краеведения как средства формирования географической культуры у будущих учителей географии. Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой выполнения работы послужили исследования отечественных ученых по вопросам школьного краеведения: А. С. Баркова, И. В. Душиной, М. А. Никоновой, А. З. Сафиулина, К. Ф. Строева и др. Кроме того, в основу легли данные нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сферы образования; тексты федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и высшего образования. При выполнении исследования использованы такие методы, как анализ и синтез научно-педагогической информации, обобщение, моделирование, понятийно-терминологический анализ. В заключении сформулирован вывод о том, что в процессе формирования целостной картины мира возрастает значимость интегрированных курсов для школьников и студентов педагогических вузов. Методологической основой курса интегрированного содержания, обеспечивающей формирование географической культуры, выступают краеведческий, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Качество подготовки будущих учителей географии определяет результативность формирования географической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений. Основой для формирования географической культуры служит географическое краеведение, которое запускает механизмы саморазвития и самосовершенствования личности обучающегося.
Ключевые слова: 
федеральный образовательный стандарт; географическое образование; культура; географическая культура; географическое краеведение; краеведческий подход; системно-деятельностный подход
Библиографический список: 

1. Гвильдис Т. Ю. Культуроориентированная направленность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Проблемы науки и образования. – 2015. – № 2(32). – С. 91–93.
2. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.
3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
4. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991. – 417 с.
5. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11–17.
6. Асмолов А. Г. Гуманитарные проблемы формирования образовательных стандартов // Диалог культур и цивилизаций в современном мире. VII Международные Лихачевские научные чтения 24–25 мая 2007 г. – СПб.: СПбГУП, 2007. – С. 411–416.
7. Михайловский О. С. Формирование географической культуры в условиях гимназического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – СПб., 2007. – 27 с.
8. Зуева Е. К. Географическая культура личности как неотъемлемая часть целостного развития современного обучающегося // Человек и образование. – 2016. – № 3(48). – С. 87–92.
9. Анучин В. А. Географический фактор в развитии общества. – М.: Мысль, 1982. – 334 с.
10. Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия РГО. – 1915. – № 9. – С. 464–475.
11. Баранский Н. Н. Избранный труды. Научные принципы географии. – М.: Мысль, 1980. – 239 с.
12. Кабо Р. М. Природа и человек в их взаимных отношениях как предмет социально-культурной географии // Вопросы географии. Сб. № 5. – М., 1947. – С. 5–32.
13. Саушкин Ю. Г. История и методология географической науки. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 423 с.
14. Раушенбах Б. В. Праздные мысли. Очерки. Статьи. Воспоминания. – М.: Гареева, Аграф, 2003. – 480 с.
15. Кравцов Ю. В., Ионова Н. В. Проектирование содержания интегрированного учебного курса для студентов педагогических вузов // Сибирский учитель. – 2022. – № 4 (143). – С. 71–78.
16. Брылёв В. А., Ступникова А. Д. Научное краеведение как основа регионального содержания школьной географии // Известия ВГПУ. – 2020. – № 1. – С. 60–65.
17. Назарова А. С., Вишнякова Е. И., Баринова С. Г. Педагогическое сопровождение старшеклассников в выборе будущей профессии // Проблемы современного образования. – 2022. – № 2. – С. 183–189. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48460477 (дата обращения: 26.07.2023). DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189.
18. Строев К. Ф. Краеведение. – М.: Просвещение, 1974. – 142 с.
19. Барков А. С. Вопросы методики и истории географии: избр. работы. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 263 с.
20. Goodarzparvari P., Carlos F., Camejo B. Preservation of Cultural Heritage via Education of Children, Utilizing Visual Communication: Persepolis as a Case Study. – 2018. – P. 141–151.
21. Толмачева Н. В., Трусова А. С. Школьное краеведение в профориентационной работе // Наука и образование. – 2019. – Т. 2, № 4. – С. 59–64.
22. Paasi A. Region and place: Regional identity in question // Progress in Human Geograph. – 2003. – № 27 (4). – Р. 475–485.