УДК:
378(571.1) (09) + 94(570) «1917/1920»
Баяндин Владимир Ильич
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, ilan-sib@rumbler.ru, Новосибирск
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о создании в Западной Сибири четвертого учительского института. Условия, в которых проходил процесс формирования, а затем и деятельности этого учебного заведения, были чрезвычайно сложными: две революции 1917 года, переход власти от Временного правительства к Советскому правительству создавали немалые трудности в организации учебного процесса. Следует учитывать и то, что Советское правительство в 1918 году вырабатывало новую, более эффективную модель системы народного образования. Эти эксперименты охватывали не только начальную и среднюю, но и высшую школу. Открытие нового образовательного заведения, по своей сути среднего специального, требовало наличия педагогических кадров высшей квалификации, имеющих опыт работы. Город Ново-Николаевск, который относился к группе крупнейших городов Западной Сибири, уступал по числу жителей лишь Омску и Томску. Но эти города уже имели свои высшие учебные заведения, в которых работали лица, имеющие высшее образование.
В определенной мере в решении кадрового вопроса Ново-Николаевску помогла начавшаяся весной 1918 года Гражданская война, которая привела к масштабным перемещениям населения внутри страны. Среди лиц, эвакуированных из европейской части страны и с Урала, оказались лица с высшим образованием, которые вошли в состав педагогического коллектива местного учительского института. В целом же события Гражданской войны во многом усложнили деятельность института и негативно отразились на жизни и работе его коллектива. Следует учитывать и то обстоятельство, что во время правления колчаковского правительства в ряды белой армии мобилизовывали не только слушателей, но и некоторых преподавателей института. Несмотря на то что Ново-Николаевский учительский институт просуществовал очень короткий срок – около трех лет, он сумел в своих стенах подготовить первый и единственный выпуск слушателей к лету 1920 года. В статье также перечисляются городские учебные заведения, в которых продолжили свою деятельность педагоги после закрытия учительского института.
Ключевые слова:
Учительский институт; состав преподавателей в годы Гражданской войны; уровень образования педагогов; высшие учебные заведения; программа и учебные дисциплины
Библиографический список:
1. Баяндин В. И. Ново-Николаевский учительский институт (1917–1920 гг.). – Новосибирск: НГПУ, 2022. – 271 c.
2. Новосибирский городской архив (НГА). Ф. 142. Оп. 1. ДД. 2, 3, 6, 7, 10.2. (Государственный архив Новосибирской области. (ГАНО).Ф. Р-1119. Оп. 1. Д. 73. ЛЛ. 12, 13 об, 14, 16, 20, 57.)
3. Лукин А. Г. Государственный архив Новосибирской области. (ГАНО). Ф. Р-1959. Оп. 1.Д. 99. ЛЛ. 4, 6. 7.
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2000. –712 с.
5. Ранг Е. Е. Личное дело // Музей Новосибирского государственного педагогического университета. Оп. 2. Д. 2. ЛЛ. 2, 3, 5, 7.
6. Открытие Учительского института // Свободный голос Сибири. – Новониколаевск, 1918. – 27 января. – № 1. – С. 3–5.
7. Первый Сибирский опытный педагогический техникум // Советская Сибирь. – 1921. –5 октября. – № 215. – С. 4–6.
8. Учительские институты Западной Сибири. 1902–1920 гг.: сборник документов и материалов / сост.: М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина. – Томск, 2005. – 350 с.
9. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. – Л.: Наука, 1991. – 224 с.