УДК: 
37.016:94+37.02
Хлытина Ольга Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, khlytina@mail.ru, Новосибирск
Дружинина Юлия Викторовна
Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, druzok5111@yandex.ru, Новосибирск

Цели школьного курса истории в представлениях студентов-первокурсников

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема целей и смыслов изучения истории в современной российской школе, которая раскрывается с позиции первокурсников педагогического вуза – вчерашних выпускников школ и учреждений СПО, получивших общее историческое образование в условиях введения новых образовательных стандартов и единых федеральных учебников истории. Цель статьи заключается в выявлении отрефлексированных выпускниками школ – первокурсниками педагогического вуза – целей изучения истории в школе. Методология и методы. Методологической основой выступил системно-деятельностный подход к обучению истории, предполагающий овладение историческими знаниями, предметными умениями и опытом учебного исторического познания, ценностными представлениями в процессе учебной деятельности, имеющей для школьника личностный смысл; учитывались установки феноменологического подхода – открытые ответы (суждения) первокурсников трактовались как отражение их субъективного опыта изучения истории в школе и личного отношения к истории как учебному предмету. Представлен анализ ответов первокурсников на вопрос «Зачем все школьники России изучают историю как обязательный предмет?» через призму функций исторической науки и исторического знания в современном мире. Объектами анализа стали 1104 анкеты студентов-первокурсников НГПУ. В заключении делается вывод о том, что доминирующее внимание в ответах первокурсников уделено трем функциям истории – идентификационной, познавательной и воспитательной, что обусловлено уровнем полученного ими исторического образования, его приоритетными задачами. Значительная часть первокурсников осознают мировоззренческий характер истории как учебного предмета. Малое внимание в ответах к познавательно-критической функции истории указывает на доминирование преподавания истории исключительно как «знаниевого» предмета и незначительное внимание к обучению школьников базовым приемам историко-познавательной деятельности; следовательно, вузовский курс истории России призван не просто продолжать развивать кругозор, а учить мыслить критически и контекстно, развивать умения анализировать версии и оценки прошлого. Установлена зависимость уровня исторической подготовки первокурсников и отрефлексированной ими палитры целей и смыслов изучения истории в школе: студенты с низким уровнем подготовки усматривают преимущественно познавательный потенциал курса (история как пространство знаний о прошлом); студенты, имеющие по истории отметку «4» или «5», готовы обсуждать мировоззренческие и гносеологические проблемы исторического познания.
Ключевые слова: 
школьный курс истории; историческое образование; преподавание истории; цели изучения истории; функции истории
Библиографический список: 

1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. – М.: Луч, 2016. – 640 с.
2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 с.
3. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с.
4. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. – М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 240 с.
5. The OECD Learning Compass 2030 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.oecd.org/en/about/projects/future-of-education-and-skills (дата обращения: 15.07.2025).
6. Mitchell D. E., Spady W. G. Organizational Contexts for Implementing Outcome Based Education // Educational Researcher. – 1978. – Vol. 7, Iss. 7. – P. 9–17.
7. Spady W. Outcome-based education: Critical issues and answers. – Arlington, VA: American Association of School Administrators, 1994. – 212 р.
8. Вяземский Е. Е., Алексашкина Л. Н., Хлытина О. М. О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения истории в школе // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 8. – С. 3–14.
9. Алексашкина Л. Н., Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е., Хлытина О. М. Проектирование результатов изучения истории в российской школе: опыт и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1, № 4 (69). – С. 124–137.
10. Кутыкова И. В. Изучение и преподавание истории: позиция субъектов исторического познания нового поколения // Ценности и смыслы. – 2016. – № 1(41). – С. 92–102.
11. Berg C. Why study history? An examination of undergraduate students’ notions and perceptions about history. – URL: https://www.researchgate.net/publication/327318406_Why_Study_History_An_...’_Notions_and_Perceptions_about_History (дата обращения: 15.07.2025).
12. Altun А. The Trajectory of Elementary and Middle School Students’ Perceptions of the Concept of History // Educational Sciences: Theory & Practice. – 2014. – Vol. 14(6). – P. 2320–2326. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1050552.pdf (дата обращения: 15.07.2025).
13. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. – М.: Высшая школа, 1989. – 178 с.
14. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во «Алетейя. Историческая книга», 2007. – 523 с.
15. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.
16. Румянцева М. Ф. Теория истории: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 319 с.
17. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 296 с.
18. Курилла И. И. История, или Прошлое в настоящем. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. – 167 с.