УДК: 
378+37.0
Ларочкин Артем Александрович
аспирант 2 года обучения, научная специальность: 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (история), старший преподаватель кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, larochkin97@mail, Новосибирск

Модель познавательной деятельности старшеклассников с вещественными источниками на уроках истории

Аннотация: 
В статье актуализируются теоретические и прикладные вопросы проектирования универсальной модели познавательной деятельности старшеклассников с вещественными историческими источниками, включающей систему умений ученического анализа вещественных исторических источников и познавательных заданий к ним. Целью статьи является научное обоснование модели познавательной деятельности старшеклассников при работе с вещественными историческими источниками на уроках истории в школе. Обзор литературы и источников по данной теме позволил выделить три группы публикаций по вопросам применения вещественных исторических источников в обучении истории. Первую группу составляли теоретико-методологические работы, в которых обоснованы методические системы использования вещественных источников в обучении истории. Вторую группу публикаций представляют прикладные методические работы, раскрывающие особенности работы с тем или иным видом исторического источника в обучении истории. Третья группа состоит из поурочных рекомендаций, содержащих описание приемов изучения вещественных источников на уроках истории. Методология и методы исследования основаны на анализе методической, педагогической и психологической литературы в области теории и методики обучения и воспитания, использовании системно-деятельностного подхода в обучении учащихся истории, принципы которого сформулированы в трудах психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), философов (Г. П. Щедровицкий) и методистов (Л. Н. Алексашкина, Н. Н. Лазукова). В заключении делается вывод о том, что система умений ученического анализа вещественных источников и познавательные задания к ним позволяют обучающимся овладеть опытом историко-познавательной деятельности с «комплексным» вещественным источником – предметом-вещью, совмещающим в себе аспекты вещественного, визуального и письменного источников. Разработанная модель познавательной деятельности старшеклассников с вещественными источниками является универсальной для «комплексных» вещей и не изменяется в зависимости от вида источника. При этом на этапе работы с вещью уместна следующая цепочка учебных действий: «трогаем» – «рассматриваем» – «прочитываем», поскольку она позволяет обучающимся в большей мере учесть специфику именно вещественного источника.
Ключевые слова: 
теория и методика обучения истории; историко-познавательная деятельность; познавательные задания; предметные умения; вещественный источник; старшая школа
Библиографический список: 

1. Алексашкина Л. Н., Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. [и др.] Историческое образование школьников в современной России: актуальные вопросы теории и практики: монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2025. – 255 с.
2. Алексашкина Л. Н. Методологические основы школьного курса истории: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 1999. – 45 с.
3. Хлытина О. М. Почтовые открытки советской эпохи в исследовательской и проектной деятельности школьников // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: коллективная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 41–55.
4. Сидорчук О. Н. Изучение истории России XIX–ХХ веков на основе конфетных обёрток // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 70–90.
5. Волгин О. А. Развитие умений работы с документальными фотографиями и видеоматериалами в обучении истории // Преподавание истории в школе. – 2021. – № 3. – С. 49–53.
6. Бехтенова Е. Ф. Советский фарфор как исторический источник на уроках истории при изучении темы «Освоение Арктики в 1930-е годы» // Историческое прошлое в гуманитарных исследованиях и образовательной практике: сб. мат. междунар. интерконф. / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2023. – С. 10–25.
7. Хлытина О. М., Лейбова Е. К. Устные исторические источники в учебном историческом познании на старшей ступени школы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 1. – С. 17–25.
8. Алексеев В. В. Теоретико-методологические основы изучения вещественных источников // Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки: сб. ст. / под ред. Д. М. Бондаренко, Д. Н. Маслюженко. – М.: Ин-т науч. инф. по обществ. наукам РАН, 2020. – С. 21–34.
9. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: опыт и перспективы // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. – С. 81–102.
10. Хлытина О. М. Мини-исследования на уроках истории: с чего начать и как заинтересовать школьников // X Международный Сибирский исторический форум «Сибирь и Россия: история и культура». – М.: Перо, 2023. – С. 1279–1284.
11. Абдулаева Н. А. Использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 3. – С. 57–59.
12. Зверева К. Е., Хлытина О. М., Бехтено-ва Е. Ф. Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 6. – С. 20–30.
13. Короткова М. В. Костюм на уроке истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 3. – С. 20–25.
14. Ларочкин А. А. Советские монеты и банкноты как исторический источник при изучении истории России в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2024. – № 8. – С. 28–36.
15. Лейбова Е. К. Одежда как источник изучения истории повседневности XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 9. – С. 61–66.
16. Соколова М. В. Работа с вещественными источниками на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 6. – С. 19–24.
17. Хлытина О. М. Вещественные источники на школьных уроках истории // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. – С. 212–221.
18. Короткова М. В. Методика использования вещественных источников в обучении истории и музейной образовательной практике // Школа будущего. – 2021. – № 1. – С. 38–43.
19. Чореф М. М. Использование нумизматики и бонистики на уроках истории в школах Урала и Сибири // Нижегородское образование. – 2015. – № 2. – С. 62–66.
20. Первушкин Т. В. Методика применения нумизматических источников на уроках истории // Лебедевские чтения: сб. ст. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2021. – С. 448–452.
21. Покровский Г. А., Белякова А. П., Бережной К. А. Применение нумизматического материала на уроках истории // Наука в мегаполисе. Science in a Megapolis. – 2024. – № 7(63).
22. Апостолова Т. М., Сорокин А. А., Половникова А. В. [и др.] Всё начинается с исторических источников. – М.: Книгодел, 2022. – 92 с.
23. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. / под ред. Л. С. Выготского. – М.; Л.: Гос. уч.-пед. изд., 1935. – 133 с.
24. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. – М.: Изд-во Ин-та практ. псих., 1998. – С. 272–317.
25. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. – 1960. – № 1. – С. 7–18.
26. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.: Шк. Культ. Полит, 1995. – 800 с.
27. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
28. Методика обучения истории: учеб. / под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. – М.: Издательский Центр «Академия», 2013. – 430 с.
29. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности. – СПб.: Нестор-История, 2020. – 248 с.
30. Ларочкин А. А. Вещи на уроках истории России в 11 классе: отбор источников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: мат. студ. конф. с междунар. участ. / под ред. Н. Е. Лукьянова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2024. – С. 325–327.