УДК: 
37.01+37.018.15
Рязанова Татьяна Александровна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИИГСО, Новосибирский государственный педагогический университет, taina-76@yandex.ru, Новосибирск

Вовлечение родителей во взаимодействие со школой как механизм повышения родительской осознанности в обучении и воспитании ребенка

Аннотация: 
В статье актуализируется новый смысл взаимодействия семьи и школы, характеризующийся субъектной позицией всех участников образовательного процесса. Участие родителей в образовательном процессе ребенка является обязательным требованием государства, закрепленным законодательно. Основной задачей по вовлечению родителей во взаимодействие со школой становится повышение осознания родителями своей роли в образовании ребенка. Целью статьи является анализ теоретического материала по теме влияния вовлечения на осознанность и представление результатов опытно-экспериментальной работы. В ходе проведения исследования выявлялся механизм взаимовлияния степени вовлечения родителей во взаимодействие со школой и уровня их осознанности в обучении и воспитании ребенка. Методология исследования. Культурно-исторический подход позволил проанализировать изменения в содержании взаимодействия семьи и школы в разные периоды развития отечественной педагогики. Родительские роли изменялись от наблюдателя и заказчика до равноправного участника образовательного процесса, влияющего на конечный результат школьного обучения и воспитания. Феноменологический подход применялся для выявления специфики осознанного родительства и взаимовлияния вовлечения и осознанности. Данный подход позволяет анализировать и учитывать субъективные мнения и реакции как участников, так и организаторов исследования. Понятие вовлечения анализировалось с точки зрения изменений в исторической и культурологической действительности и как самостоятельный феномен. Результаты исследования представляют собой описание опытно-экспериментальной работы, в которой приняли участие 37 родителей. Все участники проходили мониторинг изменения уровня ситуативной тревожности, связанной с образованием их ребенка, изменения уровня осознанности родительства, активности вовлечения во взаимодействие со школой. Произошедшие изменения представлены в таблицах. Персональные изменения показаны на примерах наиболее вовлеченных родителей и наименее вовлеченных родителей. В заключении делается вывод о зависимости уровня осознанности родителей от активности их вовлечения во взаимодействие со школой. Также выдвигается предположение об обратной зависимости степени вовлечения родителей от уровня их осознанности.
Ключевые слова: 
вовлечение во взаимодействие; родительская осознанность; осознанность обучения и воспитания
Библиографический список: 

1. Журба Н. Н. Историко-педагогический обзор проблемы взаимодействия семьи и школы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 3(5). – С. 92–97.
2. Скороход А. С. Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – Т. II. – С. 97–102.
3. Поликутина Н. В. Взаимодействие семьи и школы как общественно-педагогический феномен в России второй половины XIX – начала XX вв.: монография / под общ. ред. Н. В. Поликутиной.– СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. – 212 с.
4. Васильева Е. Н. Динамика изменения «образа родительской роли» у супругов с разным стажем родительства // Нижегородское образование. – 2016. – № 4. – С. 127–133.
5. Сухомлинский В. А. 100 советов учителю. – М.: Советские учебники, 2021. – 271 с.
6. Лаварсланова М. Г. Правовое воспитание учащейся молодежи в цивилизованном государстве // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2(51). – С. 88–90.
7. Стерхов А. А. Формирование гражданско-правовой культуры несовершеннолетних // Инновационные научные исследования 2022: психология и педагогика: сборник материалов IX междун. очно-заочной науч.-практ. конф. – М.: Науч.-издат. центр «Империя», 2022. – С. 196–200.
8. Сахарова Е. В. Феномен «родительского участия»: взгляд родителя и ребенка на проблемы современной семьи и школы. Вызовы и решения // Глобальный научный потенциал. – 2015. – № 9(54). – С. 132–134.
9. Шелехов А. А. Методы включения родителей в адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2023. – № 53(1). – С. 29–38.
10. Амелюшкина С. М. Факторы развития творческого потенциала младшего школьника // Научные основы профессиональной деятельности конкурентоспособного специалиста: Мат. науч.-практ. конф. – Химки: ИБПУ, 2008. – С. 21–24.
11. Минаева Ю. М. Осознанное родительство [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/13/osoz... (дата обращения: 21.03.2025).
12. Федорова Ю. А. Осознанное родительство как психолого-педагогический феномен // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 6 (73). – С. 16–24.
13. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен // Ежегодник Российского психологического общества: Мат. III Всеросс. съезда психологов. – СПб.: Изд-во СГУ, 2003. – Т. 6. – С. 136–137.
14. Рязанова Т. А. Педагогические условия и критерии формирования осознанного родительства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2024. – № 1 (66). – С. 296–301.
15. Рязанова Т. А. Осознанное родительство: понятие, сущность, зона ответственности // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2023. – № 3 (17). – С. 81–90.
16. Chen L., Li X., Xing L. From mindfulness to work engagement: The mediating roles of work meaningfulness, emotion regulation, and job competence [Электронный ресурс] // Psychology journals. 2022. – URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2... (дата обращения: 21.03.2025)
17. Carol М. Kopp Partnership: Definition, How It Works, Taxation, and Types [Электронный ресурс] // Investopedia. 2024. – URL: https://www.investopedia.com/terms/p/partnership.asp (дата обращения: 21.03.2025)
18. Лаврентьева З. И., Петренко Н. В. Вовлеченность родителей в воспитательную деятельность школы // Детство, открытое миру: сб. мат. XIII Всеросс. науч.-практ. конф. c междун. участием. – Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2023. – С. 79–81.
19. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. – 2019. – № 8. – С. 64–72.
20. Лаврентьева З. И., Рязанова Т. А. Динамика уровня осознанности родительства в результате вовлечения в партнёрские отношения со школой // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2024. – № 1 (58). – С. 5–10.