УДК: 
378+37.0
Видеркер Вячеслав Владимирович
Кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет, widerker@ngs.ru, Новосибирск

Визуальный образ и визуализированный текст как средства визуализации в образовательном процессе в вузе

Аннотация: 
В статье актуализируется идея трансформирующего воздействия визуальных содержаний на образовательный процесс в вузе. В настоящее время визуальная компонента обрела самостоятельные роль и значение в сфере образования, перестав восприниматься в качестве наглядного сопровождения вербально-лингвистической компоненты. Цель статьи заключается в исследовании структурных и функциональных особенностей визуального образа и визуализированного текста как средств визуализации в образовательном процессе в вузе и раскрытии роли визуального образа в интеграции обучающихся в структуры повседневности. Методология и методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования выступил феноменологический подход, позволивший раскрыть природу визуального опыта, в частности, детально проанализировать конститутивные признаки, особенности структуры и восприятия визуального образа и визуализированного текста. Феноменологический подход был дополнен семиотическим методом. Результаты исследования. В работе доказано, что визуальный образ обладает горизонтальной структурой, его смыслы формируются преимущественно во внутриобразном пространстве и его восприятие имеет интранзитивный характер. Установлено, что визуализированный текст обладает вертикальной структурой, его смыслы формируются преимущественно во внеобразной среде и его восприятие имеет транзитивный характер. Заключение. Полученные результаты дали основание сделать вывод о разных целях применения визуальных образов и визуализированных текстов в образовательном процессе в вузе. Использование визуализированных текстов в обучении обеспечивает реализацию принципа наглядности и актуализирует эстетическую компоненту. Использование визуальных образов в обучении способствует формированию аксиологических принципов и поведенческих стратегий у обучающихся и их интеграции в структуры повседневности.
Ключевые слова: 
образование; образовательное пространство; визуализация; визуальный образ; визуализированный текст; визуальная коммуникация; визуальный опыт
Библиографический список: 

1. Инишев И. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе // Логос. – 2012. – № 1 (85). – С. 184–211.
2. Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn // Mitchell W. J. T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. – Chicago; London: The University of Chicago Press, 1994. – Р. 11–34.
3. Böhm G. Die Wiederkehr der Bilder // Was ist ein Bild? / G. Böhm (Hrsg.). – München: Wilhelm Fink Verlag, 1994. – S. 11–38.
4. Митчелл У. Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология / пер. с англ. В. Дрозда. – М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. – 240 с.
5. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. – 2012. – №1 (85). – С. 212–249.
6. Васильева М. Р. Визуальная коммуникация: становление дисциплины // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – С. 34–39.
7. Шалютина Н. В. Визуальная методология: основные концептуальные подходы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016. – № 3 (43). – С. 120–124.
8. Габова М. В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. – 2017. – № 2 (24). – С. 30–40.
9. Ерохина Т. И. Эстетика визуального в современной культуре: феномен тихой книги // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 4 (133). – С. 195–203.
10. Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2016. – № 2 (20). – С. 16–27.
11. Мёдова А. А. Проблема образа: феноменологический контекст // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2023. – № 72. – С. 5–15.
12. Мёдова А. Аудиальный образ: феноменологическая локализация проблемы // HORIZON. Феноменологические исследования. – 2023. – Т. 12, № 2. – С. 531–553.
13. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: монография / науч. ред. А. В. Мудрик. – Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т; Наука, 2007. – 380 с.
14. Вихман В. В. Образование и его теоретические образы: трансдисциплинарное измерение: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2023. – 290 с.
15. Каткова А. Л., Стрельников С. С. Направления использования визуализации в профессиональном образовании // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13. № 3 (51). – С. 60–66.
16. Тихонова И. В., Пилюк Н. Н., Барчо О. Ф. Концептуальные основы визуализации обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67–3. – С. 215–217.
17. Аранова С. В., Андреева Н. Д., Шурило-ва Т. Б., Паничкин А. В. Феномен визуализации в образовании: коллективная монография. – СПб.: Астерион, 2021. – 134 с.
18. Инишев И. Феноменология как теория образа // Логос. – 2010. – № 5 (78). – С. 196–204.
19. Пирс Ч. Начала прагматизма. Том 2. Логические основания теории знаков. – СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. – 352 с.
20. Инишев И. Н. Взаимосвязь материального и смыслового в иконическом опыте // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. – № 4 (16). – С. 86–93.
21. Инишев И. Н. Пространственность образности // Topos: философско-культурологический журнал. – 2011. – № 1. – С. 116–125.