УДК: 
378+008
Тихомирова Елена Евгеньевна
Кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, imktikhomirova@mail.ru, Новосибирск

Проекты продвижения культуры и изучения языков в системе педагогического образования

Аннотация: 
Цель статьи заключается в комплексном анализе и интерпретации опыта кафедры теории, истории культуры и музеологии Новосибирского государственного педагогического университета по реализации проектов, направленных на популяризацию культуры, изучение языков, формирование межкультурной коммуникации в системе педагогического образования. Автор стремится показать, как интеграция культурологического, семиотического, аксиологического и герменевтического подходов позволяет не только углублять понимание культурных текстов, но и развить у студентов критическое, художественное мышление и навыки межсемиотического перекодирования. Особое внимание уделяется роли проектного метода в формировании профессиональных и общекультурных компетенций будущих педагогов, а также созданию инклюзивной образовательной среды, способствующей адаптации иностранных студентов и укреплению международного сотрудничества. Методология исследования основана на междисциплинарном синтезе, сочетающем качественные и количественные методы. Автор использует системный культурологический подход. В заключении делается вывод о том, что проектная деятельность, реализуемая кафедрой, является эффективным механизмом формирования поликультурной образовательной среды, способствующей не только академической, но и социокультурной интеграции студентов. Автор подчеркивает успешность двунаправленной стратегии: внешней (формирование позитивного имиджа через международные проекты, публикации, участие в конференциях) и внутренней (адаптация иностранных студентов через погружение в культурные практики, участие в мероприятиях, тьюторское сопровождение).
Ключевые слова: 
культура; культурология; педагогика; методика; текст культуры; смысл; проект; проектная деятельность
Библиографический список: 

1. Гузеев В. В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение: монография: в 2 ч. – Ч. 2. – М.: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, 2006. – 50 с.
2. Петрова Н. П., Халилов С. Р. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин): монография. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 196 с.
3. Безматерных Т. А., Терещенко О. Ю. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-rost-uchitelya-v-sovre... (дата обращения: 01.03.2025).
4. Алдошина М. И., Комарова Э. П., Фети-сов А. С. Исследование эффективности технологий педагогического образования в процессе подготовки будущих педагогов в университете // Язык и культура. – 2024. – № 66. – С. 122–135. DOI: 10.17223/19996195/66/7.
5. Beckett G. H. Project-based second and foreign language education: Past, present, and future. – Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2006. – 304 р.
6. Thomas J. W. A review of research on project-based learning. – URL: http://www.ri.net/middletown/mef/linksresources (дата обращения: 12.01.2025).
7. Мудрик А. В. Социализация: новации последних десятилетий // Сибирский педагогический журнал. – 2023 – № 3. – С. 6–15. DOI: 10.15293/1813-4718.2303.01.
8. Шабанов А. Г. Выявление и анализ основных проблем современного студенчества средствами общественных организаций // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 1. – С. 39–44. DOI: 10.15293/1813-4718.1901.05.
9. Абрамова В. В., Ромм Т. А. Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания // Социально-политические исследования. – 2022. – № 2 (15). – С. 139–151. DOI: http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-139-151.
10. Чапля Т. В. Историческая динамика социализации в контексте управляемого и стихийного начал // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 2. – С. 16–26.
11. Чапля Т. В. Образовательное пространство: особенности и способы его функционирования в рамках культурного пространства // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 2. – С. 15–24.
12. Тихомирова Е. Е. Музеологи и музеология в коммуникативном пространстве Новосибирска: вклад НГПУ // Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития: Материалы Международной научно-практической конференции. в 2 частях (Новосибирск, 26–28 апреля 2017 года) / под ред. И. В. Архиповой. – Ч. I. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. – С. 254–258.
13. Сорокин В. Н., Тихомирова Е. Е. Креативные индустрии и музеи нового поколения в Новосибирске // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2017. – С. 92–97.
14. Калюжнова М. В. Ролевая лексика современного японского языка в практике перевода и преподавания // Иностранные языки в высшей школе. – 2015. – № 4 (35). – С. 74–83.
15. Калюжнова М. В. Языковое выражение концептов «плач/слезы» на основе сравнения японского и русского языков в художественной литературе // Bulletin of the Center Culture and Language Education, Tohoku University. – 2019. – Вып. 6. Сэндай. – С. 47–54.
16. Дрёмова Л. И. Символико-иносказательный замысел древнерусской иконы в контексте исторических событий // Культурно-антропологические исследования. – 2021. – № 1. – С. 6–12.
17. Баяндин В. И., Запорожченко А. В. Сибирские конференции по военной истории России // Вестник Томского государственного университета. История. – 2022. – № 79. – С. 206–214.
18. Бородовский А. П. Археологические практики студентов ИИГСО НГПУ на Северном Алтае. – Новосибирск: НГПУ, 2010. – 32 с.
19. Бородовский А. П. Археологические признаки буддизма как культурно-религиозной традиции в древней и средневековой торевтике юга Западной Сибири // Культурно-антропологические исследования. – 2024. – № 1. – С. 8–24.
20. Бородовский А. П., Чибышев П. В. Соляной Поворот на Среднем Иртыше (станция, редут, станица на Иртышской оборонительной линии XVIII–XIX вв.): учеб. пособие. – 2-е изд. – Омск; Новосибирск: Апостроф, 2021. – 124 с.
21. Чистякова А. Н. Принципы работы с Китаем после COVID´2019: постановка проблемы // Россия и Китай на перекрестке культур: Материалы VII международной научно-практической конференции. – Новосибирск: НГТУ, 2023. – С. 165–167.