УДК: 
378.4"НГПИ/НГПУ"+37.0(091)
Лаврентьева Зоя Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, lzi53@mail.ru, Новосибирск
Шабанов Артем Геннадьевич
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, shabanov_11.01.84@mail.ru, Новосибирск

Истоки научной педагогической школы НГПИ/НГПУ: к 125-летию со дня рождения Феодосия Феодосьевича Шамахова

Аннотация: 
20 октября 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения Феодосия Феодосьевича Шамахова, крупного ученого, основателя и бессменного руководителя Сибирского отделения историков педагогики, одного из родоначальников педагогической научной школы НГПИ/НГПУ. Первые шаги педагогической деятельности Ф. Ф. Шамахова, его научное становление и профессиональный рост связаны с Томском. В Новосибирский педагогический институт в 1966 году Феодосий Феодосьевич пришел зрелым ученым, в активе которого были защиты кандидатской (1941 г.) и докторской (1958 г.) диссертаций, посвященных изучению школ Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. Как профессор кафедры педагогики и психологии НГПИ он публикует обобщающие монографии, разрабатывает методологические подходы к изучению региональной системы образования, ежегодно проводит научные конференции, руководит научными исследованиями аспирантов, создает научно-исследовательский кружок для студентов. Вместе с тем новосибирский период деятельности Ф. Ф. Шамахова слабо представлен в научно-педагогической историографии. Целью данной статьи является определение и характеристика тенденций развития научных взглядов ученого в ٦٠–٧٠-е годы XX в., выявление его вклада в становление научной педагогической школы НГПИ/НГПУ. Теоретико-методологической основой нашего исследования выступают демократизация и гуманизация образования, личностно ориентированный подход в педагогике. Методом исследования – сравнительно-сопоставительный анализ научных источников, обращение к архивным документам. Научная новизна статьи заключается в том, что в работах Ф. Ф. Шамахова выявлена тенденция включения в обновленную характеристику школы личностных смыслов и ценностей образования для учащихся. На фоне ужесточения общих требований к совершенствованию обучения в средней школе ученый продолжает отстаивать идею важности изучения региональных систем образования и показывает вклад Сибири в сохранение национальной специфики школьного образования. В заключении отмечено, что Феодосий Феодосьевич внес неоценимый вклад в становление научной школы по педагогике в НГПИ/НГПУ. Работая профессором кафедры педагогики и психологии, которая под руководством другого выдающегося деятеля педагогического института Ю. В. Шарова реализовывала проект формирования духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи, он придавал научной работе статусность и обеспечивал ее распространенность во всесоюзных масштабах.
Ключевые слова: 
история педагогики; история школьного образования Сибири; методология региональных исследований; научная школа; Новосибирский государственный педагогический университет; Ф. Ф. Шамахов
Библиографический список: 

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во Питер, 2002. – 720 с.
2. Лекторский В. А. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2023. – Т. 46, № 2. – С. 67–83. DOI: https://doi.org/10.11621/LPJ-23-16
3. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – № 14 (2). – С. 116–128. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140213
4. Колташ С. И. О методологических изысканиях педагогики (60–80-е годы XX века) // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 134–136.
5. Пискунов А. И. О проблематике историко-педагогических исследований на современном этапе // Советская педагогика. – 1964. – № 5. – С. 101–102.
6. Шамахов Ф. Ф. Общественно-педагогическое движение 60-х годов и начальная школа Западной Сибири во второй половине XIX века // Ученые записки Томского пединститута. – 1955. – Т. XIV. – С. 53–56.
7. Шамахов Ф. Ф. Школа Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. – Томск, 1957. – 167 с.
8. Шамахов Ф. Ф. Нерусская школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907–1917 гг.) // Ученые записки Томского педуниверситета. – 1962. – Т. XX. – Вып. 3. – С. 105–107.
9. Шамахов Ф. Ф. Основные этапы советской школы за 50 лет и некоторые особенности развития школы в Сибири // Школа и педагогическая мысль Сибири. – Новосибирск, 1969. – С. 5–26.
10. Шамахов Ф. Ф. Проблема связи советской школы с жизнью в историческом развитии (1917–1975 гг.) // Школа и педагогическая мысль Сибири. – Новосибирск, 1976. – С. 5–20.
11. Шамахов Ф. Ф., Окладников И. С. Сибирская школа на пути к 50-летию советского союза // Школа и педагогическая мысль Сибири. – Новосибирск, 1976. – С. 68–72.
12. Шамахов Ф. Ф., Трофимов П. Л. Из истории сибирской школы (1917–1931): учеб. пособие для спецкурсов и спецсеминаров педвузов. – Новосибирск: Новос. пед. ин-т, 1976. – 150 с.
13. Шамахов Ф. Ф., Афанасьев В. Ф., Гуто-ва Н. К. и др. Школа Сибири за 60 лет Советской власти. – Барнаул: Алт. кн. из-во, 1982. – 256 с.
14. Шамахов Ф. Ф. Мысли о создании сибирской школы // Школа и педагогическая мысль Сибири: история и современность (К 100-летию со дня рождения Ф. Ф. Шамахова). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. – С. 15–19.
15. Тебиев Б. К., Шамахов Ф. Ф., Усачева Р. Ф. и др. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX – начало XX в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1991. – 445 с.
16. Беликова А. П. К историографии истории образования и педагогической мысли в Сибири // Вестник ТГПУ. – 2006. – Вып. 10 (61). Серия: Педагогика. – С. 86–88.
17. Шамаховские чтения: материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Ф. Ф. Шамахова «Научное наследие Ф. Ф. Шамахова: история и современность», 24–25 октября 2000 г. / ред. коллегия: Кузнецов, М. С. [и др.]. – Томск: Дельтаплан, 2001. – 230 с.
18. Жук И. Г. Проблема формирования духовных потребностей личности в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ин-т, 1971. – 21 с.
19. Павлова Т. Л. Воспитание сознательной дисциплины в опыте советской общеобразовательной школы РСФСР до Великой Отечественной войны, 1917–1941 гг.: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1982. – 22 с.
20. Арапов А. И. Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX – начала XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2000. – 20 с.
21. Катионова А. О. Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России в 20–30-е годы XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2003. – 24 с.
22. Пономарёв С. А. Развитие педагогического образования в Западной Сибири в 1930–1941 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: Московский гор. пед. ун-т, 2018. – 24 с.