УДК: 
159.9.37.015.31
Большунова Наталья Яковлевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет; профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский ордена Жукова военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации; профессор кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, nat_bolshunova@mail.ru, Новосибирск
Устинова Ольга Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и общей педагогики, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, филиал Кемеровского государственного университета; доцент кафедры дошкольного и начального образования, Сибирский индустриальный университет; куратор службы примирения, Лицей №111, ustinova_oly@mail.ru, Новокузнецк

Создание гармоничной конгениальной социокультурной среды как условие успешной работы школьной службы медиации

Аннотация: 
В статье рассматривается роль создания конгениальной социокультурной среды в образовательной организации для успешной деятельности службы школьной медиации (примирения). Цель статьи. Сформулировать основные подходы и требования к созданию школьных служб медиации на основе анализа проблем современной школы, психолого-педагогической специфики коммуникативных отношений между детьми, взрослыми (педагогами, родителями), между детьми и взрослыми, особенностей конфликтных ситуаций в условиях цифровизации. Методология и методы исследования. Методологическим основанием является системный подход и культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, содержащая представления о роли организации взрослыми среды в развитии и воспитании детей. Теоретико-методологический анализ ситуации. Выделены основные причины увеличения школьных конфликтов (исторический кризис детства и утрата роли взрослого в опосредовании детского развития, специфика социокультурного состояния общества, которому свойственно социально-экономическое и школьное неравенство, аномия, ресентимент, снижение качества коммуникативных контактов, подмена их виртуальными, отсутствие у взрослых опыта организации цифровой среды, недостаточная психолого-педагогическая подготовка педагогов и утрата опыта воспитательной работы и др.). Показана специфика школьной медиации, которая выполняет не только функцию разрешения конфликта, но и восстановления отношений на основе социокультурного развития, включающего развитие саморегуляциии субъектности, коммуникативных способностей, социальной чувствительности, способности к сотрудничеству, сопровождающегося сопереживанием и признанием права другого быть другим. Показано, что работа, направленная на социокультурное развитие, способствует улучшению деятельности школьной службы медиации. Рассмотрены особенности цифровой среды как новой среды жизни современного человека, показана необходимость развития у детей субъектности как основы суверенитета в ее отношении. Заключение. Специфика школьной медиации состоит в ее направленности не только на позитивное разрешение конфликтов, но на развитие сотрудничества и совместной деятельности учащихся в процессе социокультурного развития, посредством организации конгениальной среды, что актуализирует развитие субъектности, способности к саморегуляции и участному общению.
Ключевые слова: 
социокультурная среда; исторический кризис детства; кризис системы воспитания; конфликт; особенности разрешения школьных конфликтов; особенности школьной службы медиации; организация деятельности школьной службы медиации
Библиографический список: 

1. Большунов А. Я., Тюриков А. Г. Синдром острого дефицита социальной чувствительности как следствие особенностей гомогенеза в эпоху постмодерна // Развитие человека в современном мире. – 2017. – № 2.– С. 67–74.
2. Большунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире // Развитие человека в современном мире. – 2019. – № 1. – С. 7–17.
3. Венгер А. Л. Поколение пустыни // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 4. – С. 62–70.
4. Velasco J. Ch. You are Cancelled: Virtual Collective Consciousness and the Emergence of Cancel Culture as Ideological Purging // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. – 2020. – Vol. 12, № 5. – P. 1–7. – URL: http://rupkatha.com/V12/n5/rioc1s21n2.pdf (дата обращения: 20.06.2025). DOI: 10.21659/rupkatha. v12n5.rioc1s21n2
5. Галынскии В. М., Кисель Н. К., Позняк Ю. В., Самохвал В. В., Шваркова Г. Г. Ценностно-смысловые ориентиры развития культуры личности в практике университетской эдукологии // Образование и педагогическая наука: Труды Нац. ин-та образования. – Минск, 2011. – Вып. 3. – С. 25–37. – URL: https://www.researchgate.net/publication/260421611_Cennostno-smyslovye_o... (дата обращения: 23.07.2025).
6. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года // Полит.ру. – 2011. – URL: http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/ (дата обращения: 19.07.2020).
7. Большунова Н. Я. Боглаева Л. В. Школьная медиация как стратегия разрешения конфликтов в сфере образования // Развитие человека в современном мире. – 2017. – № 1. – С. 52–60.
8. Выготский Л. С. Педология подростка. – СПб.: Питер, 2021. – 224 с.
9. Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
10. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 c.
11. Змановская В. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 288 с.
12. Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления. – М., 2013. – 264 с.
13. Печин Ю. В. Прощение как терапия культурной травмы // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 171–174.
14. Большунов А. Я. Феномен и кризис доверия в монокультурных и межкультурных коммуникациях // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2021. – Т. 10, № 1. – С. 16–23.
15. Гурьянов Н. Ю., Коротаева Т. В. Девиации когнитивных способностей человека под воздействием информационных технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2021. – № 1. – С. 111–118. DOI: 10.18384/2310-7227-2021-1-111-118
16. Большунова Н. Я., Моторина Л. Е., Устинова О. А. Участность и сопричастность как основа отношений детского и взрослого мира // Развитие человека в современном мире. – 1923. – № 3. – С. 7–26.
17. Большунова Н. Я., Устинова О. А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа я // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов: сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 15 ноября 2016): альманах Научного архива Психологического института. Вып. 8 / сост., науч. ред., отв. вып.: О. Е. Серова, Е. П. Гусева. – М., СПб.: Нестор-История, 2016. – С. 341–354.
18. Лидин К. Л., Головня С. В., Белобрыкина О. А. Токсичные образы современной массовой культуры: семья и школа в агрессивной информационной среде // Развитие человека в современном мире. – 1924. – № 4. – С. 75–86.
19. Венгер А. Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 3–12.
20. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. – № 3–4. – С. 7–13.
21. Сиразетдинова М. Ф. Российские социологи об основаниях солидарности: субъектность, предсказуемость и общность чувств // Вестник Института социологии. – 2024. – Т. 15, № 1. – С. 70–90. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.3
22. Матвеев В. В., Большаков А. Ю. Воспроизводство неравенства в российском образовании: состояние и перспективы исследований // Вестник Института социологии. – 2024. – Т. 15, № 1. – С. 215–235. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.11; EDN: ZFTZUH
23. Батищев Г. С. Три типа педагогики. Избранные произведения. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. – 880 с.
24. Зарецкий В. К., Зарецкий Ю. В., Каряги-на Т. Д., Островерх О. С., Тихомирова А. В., Федоренко Е. Ю. Новая подростковая школа – вызов и перспективы развития // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада: материалы 27-й научно-практической конференции (Красноярск, ноябрь 2020 г.) / отв. за вып. Е. А. Келлер. – Красноярск, 2021. – С. 91–103.
25. Громыко Ю. В., Марголис А. А., Рубцов В. В. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16, № 1. – С. 57–67.
26. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. – 1991. – № 8. – С. 121–137.
27. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. – 1991. – № 9. – С. 144–159.
28. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 800 c.
29. Кант И. Основы метафизики нравственности. – М.: АКТ, 2023. – 283 с.
30. Фролов В. А., Гурьянов Н. Ю. Кризис духовных ценностей как проблема философской рефлексии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия. Философские науки. – 2020. – № 3. – С. 40–46. – DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-3-40-46
31. Десять заповедей. Православная энциклопедия / под ред. и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – 2007. – Т. 14. – С. 459–473. – URL: https://www.pravenc.ru/text/171772.html (дата обращения: 19.12.2024).
32. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской Антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272 с.
33. Якупов М. Т. Адаб как форма реализации исламской нравственности: монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 120 с.
34. Шохин В. К. Нравственное и этическое в индийских мировоззренческих текстах // Этическая мысль. – Вып. 1. – М.: ИФ РАН, 2000. – С. 32–45.
35. Пэн Лин Сходства и различия конфуцианства, даосизма и буддизма // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – Вып. 14А. – С. 22–26.
36. Кант И. Сочинения в шести томах. – Т. 4, Ч. 1. – М.: Мысль, 1965. – 544 с.
37. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 324 с.
38. Коновалов А. Ю., Шпагина Е. М., Чиркина Р. В., Аруин С. Е. Анализ заинтересованности образовательных учреждений города Москвы во внедрении школьных служб примирения и восстановительной медиации // Психология и право. – 2014. – Т. 4, № 44 (4). – С. 46–58. – URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2014_n4/73017 (дата обращения: 06.08.2025).
39. Littlechild B. Restorative Justice // Mediation and Relational Conflict Resolution in work with young people in Residential Care Practice: Social Work in Action. – 2009. – № 21 (6). – P. 229–240. DOI:10.1080/09503150903191704
40. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
41. Школа воспитания: 825-й маршрут / под ред. В. А. Караковского, Д. В. Григорьева, Е. И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 416 с.
42. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.