УДК: 
373.5+316.35
Баженова Наталья Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ректор, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, rectorat@pgusa.ru, Биробиджан
Баженов Руслан Иванович
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационных систем и защиты информации, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, r-i-bazhenov@yandex.ru, Биробиджан
Арутюнова Гуля Зафаровна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией ценностно-смысловых компетенций Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, arutyunova.gulia@yandex.ru, Биробиджан

Готовность педагога в концепте формирования общероссийской гражданской, региональной идентичностей у молодежи

Аннотация: 
Введение. В повестке формирования гражданской идентичности у обучающейся молодежи сейчас заявляется о ценностно-смысловой основе поведения педагогических кадров, влияющих на становление мировоззренческих ориентиров будущих граждан страны и чья система ценностных ориентиров общероссийской гражданской идентичности имеет высокую мировоззренческую значимость. Принятие педагогом ценностей и смыслов гражданской, региональной идентичностей предполагает аксиологическую конструкцию, содержательной стороной которой выступает компонент «готовности действовать» в решении задач воспитания по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Цель статьи заключается в проектировании показателей готовности педагога к деятельности по формированию у обучающихся общероссийской гражданской, региональной идентичностей и выработке некоторых шагов по расширению его компетенций для реализации задач воспитания. Методология и методы исследования. Методологическая основа представлена анализом многофакторного влияния образования на воспитание гражданской идентичности у обучающейся молодежи, социокультурный подход, в котором образование рассматривается как социальная деятельность, связанная с выработкой ценностей и норм; культурологическая концепция образования, в которой источником содержания образования является социальный опыт человечества. На основе категориального аппарата общей аксиологии объясняется специфика деятельности педагога, его социальной роли, служащей ориентирами его социальной и профессиональной активности. Методы: анализ, синтез, обобщение; сбор и анализ статистических данных; проектирование. Результаты исследования. Исследование позволило спроектировать показатели, отражающие качественные проявления готовности педагогов к работе с обучающейся молодежью по укреплению общероссийской гражданской, региональной идентичностей. В реализации программы повышения квалификации по теме формирования общероссийской гражданской, региональной идентичностей у обучающейся молодежи видится способность образовательных институций выполнять социализирующую роль в формировании российской гражданской идентичности. Заключение. В рамках системы образования важно говорить о способности и готовности педагога порождать гражданские ориентиры, что возможно в случае расширения его знаниевого опыта, изменения ценностных установок на активные целесообразные действия во благо укрепления общих российских традиционных ценностей.
Ключевые слова: 
влияние образования на формирование общероссийской гражданской идентичности; ценностные приоритеты педагога; показатели готовности педагога; программа повышения квалификации
Библиографический список: 

1. Семененко И. С. Регулирование этнополитической конфликтности и поддержание гражданского согласия в условиях культурного разнообразия: модели, подходы, практики: аналитический доклад. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 229 с.
2. Асваров Н. А., Хайбулаев М. Х., Салмано-ва Д. А. Вызовы современности и формирование человеческого капитала педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 15, № 4. – С. 39–45.
3. Селезнева А. В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / под общ. ред. А. В. Селезневой. – М.: Аквилон, 2020. – С. 7–12.
4. Рогатых С. В. Проблемы и перспективы развития человеческого капитала в сфере общего образования Камчатского края // Человеческий капитал. – 2022. – № 8 (164). – С. 172–181.
5. Макеева И. А. Научно-методический анализ практики гражданского воспитания на современном этапе: состояние, проблемы // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – № 3 (84). – С. 152–158.
6. Дробижева Л. М., Кузнецов И. Н. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / под ред. Л. М. Дробижевой, И. Н. Кузнецова, отв. ред. В. С. Магун. – М.: Институт социологии РАН, 2006. – 327 с.
7. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества: пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2004. – 188 с.
8. Soderbaum F. On the waning State conceptualization the Region and Europe as a Global Actor // Theory-Talks.org [open-source journal]. – 2008. – № 19.
9. Zimmerbauer K. From image to identity: building regions by place promotion // European Planning Studies. – 2011. – № 19(2). – P. 243–260.
10. Gergen K. J., Worthman S. Social construction and pedagogical practice // Gerden K. J. Social construction in context. – London, Thousand Oaks: Sage, 2002. – P. 115–136.
11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
12. Paasi A. The Resurgence of the “Region” and “Regional Identity”: Theoretical Perspectives and Empirical Observations on Regional Dynamics in Europe // Review of International Studies. – 2009. – Vol. 35, S1. – P. 121–146.
13. Сагитова Л. В. Политика идентичности и ее акторы в условиях социальной трансформации в Республике Татарстан: автореф. дис. … д-ра полит. наук. – Казань: Институт истории Академии наук Республики Татарстан, 2019. – 38 с.
14. Мирошниченко И. В., Морозова Е. В. Публичная политика как пространство конвертации нематериальных ресурсов в факторы развития территорий // Политическая наука. – 2022. – № 3. – С. 144–163.
15. Морозова Е. В. Имиджевая политика государств Большого Каспия: факторы и барьеры формирования имиджа макрорегиона // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2024. – Т. 26, № 1. – С. 169–180.
16. Назукина М. В. Мифы и реальность дальневосточного регионализма: внешний образ и идентичность макрорегиона // Известия РАН. Серия географическая. – 2021. – Т. 85, № 2. – С. 195–204.
17. Миронцева С. А., Бориско О. А., Башмаков И. С. Интернет-технологии формирования региональной идентичности молодежи в Краснодарском крае // Общество: политика, экономика, право. – 2024. – № 1. – С. 29–37.
18. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Методологические подходы к исследованию нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 22, № 4 (156). – С. 175–184.
19. Филиппова Е. И. Идентичность в дисциплинарных матрицах социальных и гуманитарных наук // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И. С. Семененко. – М.: Весь Мир, 2023. – С. 61–69.
20. Самаркина И. В., Шевченко М. Е. Политико-психологический контекст расширения политического пространства Российской Федерации: содержание и влияние на процессы интеграции // Общество: политика, экономика, право. – 2025. – № 2. – С. 24–29.
21. Федотова В. А., Черкасова Е. В. Социокультурные факторы формирования гражданской и этнической идентичности россиян: к постановке проблемы // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 11. – С. 138–143.
22. Ходырев А. М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 2 (113). – С. 34–40.
23. Дашдемирова А. Т. Понятие «ценности», их сущность и содержание // Педагогическое образование. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 100–106.
24. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. – 2015. – № 6 (40). – С. 23–28.
25. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–141.
26. Журавлева О. Н., Баранова Е. С. Ценностно-смысловой аспект историко-социологического компонента содержания школьного курса истории России // Ценности и смыслы. – 2024. – № 3 (91). – С. 121–136.
27. Медведев П. С., Аквазба Е. О. К вопросу о патриотическом воспитании в системе высшей школы // Педагогическое образование. – 2024. – Т. 5, № 4. – С. 166–172.
28. Мелков С. Методологические подходы к формированию гражданской идентичности личности // Развитие личности. – 2021. – № 3-4. – С. 34–51.
29. Максимова Л. Ю., Рябова И. В. Концептуализация феноменов гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности и гражданской компетентности как компонентов гражданской направленности личности // Мир образования – образование в мире. – 2020. – № 2 (78). – С. 146–162.
30. Акимова А. А. Шамхалов Ш. Ш., Казакбиева О. И. Роль исторического образования в духовно-нравственном воспитании современной молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические, Культурология. Политические науки. – 2024. – № 1 (март). – С. 13–17.
31. Артамонова Е. И., Тесленко О. В. Наставничество как проявление качества профессиональной подготовки будущего преподавателя вуза // Педагогическое образование и наука. – 2022. – № 3. – С. 13–24.
32. Иванова Д. В., Константинова В. В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13, № 3 (35). – С. 344–351.