УДК: 
378+316.77
Елькина Ольга Юрьевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, Кемеровский государственный университет, olgelkina@yandex.ru, Новокузнецк
Лозован Любовь Ярославовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, декан факультета психологии и педагогики, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, Кемеровский государственный университет, lozowan@yandex.ru, Новокузнецк

Совершенствование коммуникативных и организаторских умений студентов педагогических профилей университета

Аннотация: 
В статье представлен анализ проблемы совершенствования коммуникативных и организаторских умений студентов университета, осваивающих педагогические профили. Цель статьи заключается в исследовании уровней сформированности коммуникативных и организаторских умений будущих педагогов и путей совершенствования обозначенных умений на примере опыта факультета психологии и педагогики Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета. Методологическим основанием исследования являются педагогические принципы объективности, всесторонности изучения и системности. На основании применения методик исследования (диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха); тест на выявление лидерских качеств личности Е. Жарикова, Е. Крушельницкого; опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандрикова; опросник каузальных ориентаций (адаптированная версия Д. А. Леонтьева, О. Е. Дергачевой); копинг-тест Лазаруса) проведена оценка сформированности коммуникативных и организаторских умений студентов педагогических профилей. Дана содержательная характеристика уровней сформированности исследуемых умений. Выделены направления совершенствования коммуникативных и организаторских умений студентов университета педагогических профилей в условиях классического университета. В заключении делается вывод о том, что коммуникативные и организаторские умения являются ядром коммуникативной компетентности педагога. Рост уровня сформированности исследуемых умений позволит судить о результативности работы университета по становлению коммуникативной компетентности студентов педагогических профилей подготовки.
Ключевые слова: 
коммуникативная компетентность; коммуникативные и организаторские умения студентов; высшее педагогическое образование; подготовка будущего учителя
Библиографический список: 

1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Развитие и воспитание личности / под ред. Н. А. Логиновой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – Т. 2. – 549 с.
2. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. – М.: Просвещение, 1979. – 164 с.
3. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебник. – М.: Пед. общ-во России, 2001. – 319 с.
4. Грехнев В. С. Культура педагогического общения: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 42 с.
5. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие. – Грозный: Чеч.-Инг. ун-т, 1979. – 139 с.
6. Леонтьев А. А. Психология общения: учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Смысл: Academia, 2005. – 365 c.
7. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – 280 с.
8. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
10. Лингевич О. В., Копытов А. Д. Формирование коммуникативной компетентности в процессе преподавания психологических дисциплин у студентов будущих педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3 (156). – С. 141–146.
11. Магомеддибирова З. А. Некоторые пути и средства формирования коммуникативных умений студентов педагогического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 6–4 (108). – С. 105–109.
12. Молодцова Н. Г. Психология педагогического общения: сборник кейсов и упражнений. – М.: МПГУ, 2021. – 113 с.
13. Юлбарсова Х. А. Теоретическая сущность и структура коммуникативной компетентности и особенности её формирования // Современное образование. – 2015. – № 11. – С. 17–23.
14. Ковтун Р. Ф. Коммуникативная компетентность молодого преподавателя // Записки Горного института. – 2005. – № 2. – С. 42–44.
15. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. ‒ М.; Воронеж, 2003. – 480 с.
16. Кочетова В. А. Дидактическое речевое общение как средство развития коммуникативных умений будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 20 с.
17. Ширшов В. Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1985. – 20 с.
18. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 2. – С. 15–22.
19. Яковлева Т. В. Сущность и структура системы коммуникативных умений в подготовке будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-3. – С. 296–300.
20. Развитие коммуникативных умений: методические рекомендации к изучению спецкурса «Общение» / сост. Н. Г. Терехова, Г. Г. Даниленкова. – Калининград, 1997. – 31 с.
21. Лозован Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: монография. – М.: ИСМО РАО; Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 141 с.
22. Дарвиш О. Б. Формирование коммуникативных умений будущих педагогов-психологов в условиях педагогического вуза // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. – 2018. – № 10 (18). – С. 26–29.
23. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 166 с.
24. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216 с.
25. Федосеева Т. А. Задания коммуникативного характера в профессиональной подготовке будущего учителя // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 9. – С. 78–79.
26. Вакуленко О. В., Кухтинова О. А. Роль педагогической практики в формировании коммуникативной компетентности студентов // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2. – С. 106–114.
27. Игольницына М. С. Формирование коммуникативных умений будущего педагога средствами фольклора // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 175–178.
28. Молодцова Н. Г. Кейс-технология средствами искусства как способ формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного и начального образования // Комплексные исследования детства. – 2023. – Т. 5, № 2. – С. 137–143.
29. Наговицын Р. С., Голубева И. А. Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе // Интеграция образования. – 2019. – № 1 (94). – С. 66–84.
30. Хачикян Е. И., Заборина М. А., Конки-на А. О. Формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 309–312.
31. Косов А. В. Самовоспитание организаторских умений // Как воспитывать себя: метод. рек. будущим учителям. – Калуга: КГПИ, 1988. – 54 с.
32. Абдуллаева Н. Ж., Комилова Ф. М. Значимость формирования организаторских качеств у будущих учителей в развитии современной педагогики // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 6–1 (53). – С. 42–43.