УДК: 
378:001.8
Лизунова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения, Самарский государственный социально-педагогический университет, lizunova@pgsga.ru, Самара
Иванова Наталья Александровна
старший преподаватель, Самарский государственный социально-педагогический университет, ivanova@pgsga.ru, , Самара

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной самостоятельности будущих учителей в условиях профессиональной подготовки педагогического вуза

Аннотация: 
В статье обоснована необходимость развития познавательной самостоятельности обучающихся педагогического вуза средствами исследовательской деятельности. Педагогический вуз, учитывая социальный заказ общества, должен быть ориентирован на развитие у современных студентов познавательной самостоятельности как важнейшего качества личности, от которого во многом зависит успешность формирования учебных и внеучебных компетенций и способности к самореализации в различных жизненных практиках. Цель статьи. Представить обзор сущности понятия «познавательная самостоятельность» с точки зрения генезиса рассматриваемой проблемы, а также проверить эффективность разработанных нами методических рекомендаций с применением исследовательской деятельности, направленных на развитие познавательной самостоятельности будущих учителей в условиях профессиональной подготовки педагогического вуза. Методология исследования. Методологическим основанием исследования являются: философское учение о развитии, основным источником которого является разрешение противоречий, и философская теория деятельности, теория педагогической деятельности, теория педагогического управления, принцип единства теории – эксперимента – практики. Методы исследования. В качестве методов были задействованы следующие: теоретические (изучение и анализ педагогической, психологической, естественно-научной литературы, ее сопоставление; анализ предмета исследования); методы теоретического анализа (сравнение, сопоставление, обобщение передового педагогического опыта, анализ предмета исследования; моделирование учебного процесса); эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, оценивание, диагностирование); экспериментальные (педагогический эксперимент); математические (статистическая обработка данных педагогического эксперимента); графические. Результаты исследования. Представлены материалы опытно-экспериментальной работы, отражающие поэтапное развитие познавательной самостоятельности будущих учителей в условиях профессиональной подготовки педагогического вуза. На первом этапе определялся исходный уровень развития познавательной самостоятельности студентов. Второй этап был направлен на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, а третий этап предоставлял возможность обобщить, оформить результаты экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы. Диагностика уровня развития познавательной самостоятельности проверялась с помощью методики определения развития ее структурных составляющих. Заключение. Изложенные материалы позволяют сформулировать обобщенные суждения в отношении развития познавательной самостоятельности будущих педагогов средствами исследовательской деятельности.
Ключевые слова: 
исследовательская деятельность; познавательная самостоятельность; будущие учителя; профессиональная подготовка; педагогический эксперимент
Библиографический список: 

1. Райков Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе. – М.: Знание, 2018. – 52 с.
2. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Просвещение, 2020. – 434 с.
3. Лебедева О. В., Гребенев И. В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 52–58.
4. Скрябина А. Г. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся классов гуманитарного профиля: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 2019. – 22 c.
5. Лернер И. Я. Развивающее обучение: суждение дидакта // Биология в школе. – 2019. – № 4. – С. 24–27.
6. Китайгородская Г. И. Познавательная самостоятельность. Диагностика и пути развития // Наука и школа. – 2019. – № 3. – С. 27–31.
7. Костылева Э. С. Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения гуманитарным дисциплинам (на примере изучения литературы, истории и мировой художественной культуры): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2004. – 23 с.
8. Нильсон O. A. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. – Талин, 2022. – 280 с.
9. Guilford J. P. The nature of human intelligence. – N.Y., 2019. – 234 p.
10. Горюнова М. В., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. Принцип историзма как основа культурно-просветительской деятельности учителя физики в школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 1 (161). – С. 65–91.
11. Макеева Е. Д. Воспитательная роль исторического материала, используемого на уроках физики в основной школе // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей V всероссийской научно-практической конференции – Самара, 26 октября 2017 г. / под ред. О. К. Поздняковой. – Т. 5. – Самара: СГСПУ, 2017. – С. 131–136.
12. Баженова И. И., Косачева Н. А. Реализация принципа историзма как необходимое условие процесса обучения школьников по физике // Ростовский научный журнал. – 2019. – № 1. – С. 354–365.
13. Алехина Е. А., Макарова Н. А. Проектная деятельность как средство развития исследовательских умений студентов педагогического вуза // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 8. – С. 185–191.
14. Любек Д. А. Экологические проекты в рамках проектной деятельности будущих педагогов // Образование и проблемы развития общества. – 2024. – № 1 (26). – С. 46–52.
15. Леонтович А. В., Савичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / под ред. А. В. Леонтовича. – 4-е изд. – М.: ВАКО, 2020. – 161 с.
16. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб., 2004. – 272 c.
17. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. – 1998. – № 3. – С. 33–48.
18. Калинина О. Л. Включение подростков в исследовательскую деятельность по математике как условие формирования у них готовности к развитию своего творческого потенциала // Проблемы реализации творческого потенциала личности в процессе обучения математике: межвузовский сборник научно-методических трудов. – Екатеринбург: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 2000. – С. 69–81.
19. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2019. – 157 с.
20. Лизунова Е. В. Формирование учебно-исследовательских умений у будущих учителей в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла // Вестник алтайского государственного педагогического университета. – 2025. – № 2 (63). – С. 46–51.