УДК: 
37.035.461
Бачкова Ирина Александровна
директор Лицея института довузовского образования, Мордовский государственный университет, Ira_bachkova@bk.ru, Саранск
Зарубин Олег Александрович
Доктор географических наук, директор департамента науки и технологий, Мордовский государственный университет, zarubin_oa@mrsu.ru, Саранск
Сафонов Владимир Иванович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и программирования, Мордовский государственный университет, wawans@yandex.ru, Саранск

Кейс-чемпионат как средство достижения обучающего и развивающего эффекта проектной деятельности в рамках реализации внеурочной деятельности

Аннотация: 
Статья отражает актуальные тенденции современного образования и предлагает рекомендации по внедрению проектной деятельности в учебный процесс в формате кейс-чемпионата. В ней рассматриваются особенности построения и содержания кейсов, являющихся основой состязания, раскрывается их роль в развитии аналитических способностей, формировании готовности к применению знаний на практике, обучении поиску нестандартных решений. Приводятся рекомендации по подбору тематики и структуры кейса. Особое внимание уделено аспектам научной междисциплинарности и ориентированию на приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации. Цель статьи заключается в изучении влияния кейс-чемпионата на качество и глубину освоения проектной деятельности в рамках внеурочной работы, определении путей оптимизации процесса и рекомендаций по организации таких мероприятий. В ней обосновывается значимость кейс-чемпионата как ключевого элемента образовательной среды, способствующего развитию у учащихся способности анализировать ситуации, вырабатывать стратегии решений и приобретать профессиональные навыки в процессе коллективной работы над научными проектами. Методология основана на применении комплекса методов, включающего теоретический анализ существующих концепций и моделей, педагогическое наблюдение, проведение опросов и качественного анализа отчетов участников. В заключении делается вывод о позитивном влиянии кейс-чемпионата на профессиональное развитие учащихся, повышении их компетентностного уровня. Реализация кейс-чемпионатов в рамках внеурочной деятельности позволяет усилить образовательный эффект, содействует развитию у учащихся ключевых компетенций и существенно обогащает арсенал инструментов педагогической работы образовательных организаций.
Ключевые слова: 
образование; образовательная организация; проектная деятельность; внеурочная деятельность; чемпионат
Библиографический список: 

1. Стенограмма заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию от 06.02.2025 [Электронный ресурс]. – URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf (дата обращения: 01.09.2025).
2. Указ Президента РФ от 29.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 01.09.2025).
3. Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/metodicheskie-rekomendaczii-... (дата обращения: 01.09.2025).
4. Быстрова Н. В., Уракова Е. А. Технология проектной деятельности как ведущая форма обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №78-1. – С. 83–85.
5. Васильева О. И. Проблемы междисциплинарной интеграции в проектной деятельности // Социология. – 2021. – № 4. – С. 241–251.
6. Potvin A. S., Boardman A., Stamatis K. Consequential change: Teachers scale project-based learning in English language arts // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 107. – 103469 p.
7. Pupik Din G., Grossman P., Enumah L., Herrmann Z., Schneider S. Core practices for project-based learning: Learning from experienced practitioners in the United States. Teaching and Teacher Education, 2023. – Vol. 133. – 104275 p.
8. Клещева И. В. Практика организации проектной деятельности в школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2025. – № 86-4. – С. 133–136.
9. Вахрушев С. А., Дмитриев В. А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании // АНИ: педагогика и психология. – 2021. – № 1. – С. 40–44.
10. Денисова Т. В., Федорова И. А. Изучение уровня сформированности компетенций и готовности будущих педагогов к проектной деятельности // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2025. – № 1. – С. 84–93.
11. Ганиева Г. Р. Подготовка младших школьников к проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 84–86.
12. Колесник Н. Т. Профессиональное самоопределение старших школьников в проектной деятельности: теоретические основы психологического сопровождения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2019. – № 3. – С. 117–127.
13. Уварина Н. В., Толстова Г. Б. Профессиональное самоопределение школьников: теоретическое обоснование и практический опыт реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2023. – Т. 15, № 1. – С. 149–158.
14. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/
2024/12/metodicheskie-rekomendaczii-po-organizaczii-vneurochnoj-deyatelnosti-soczialno-gumanitarnoj-napravlennosti_2024.pdf (дата обращения: 01.09.2025).
15. Лингевич О. В. К вопросу о становлении понятия «внеурочная деятельность» в России // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 1. – С. 29–34.
16. Хабибова Н. Е., Гарданов А. Р., Карунас Е. В. Организация внеурочной деятельности как учебная дисциплина // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. – № 5. – С. 9–13.
17. Николаева Е. И., Петрусевич А. А. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 5. – С. 61–66.
18. Касаткина Н. С., Шкитина Н. С. Модель подготовки будущих учителей к формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников в процессе внеурочной деятельности // Вестник ЮУрГГПУ. – 2022. – № 4. – С. 69–90.
19. Агарагимова В. К., Гаджимагомедова Т. Г., Ибрагимова Р. Ю. Формирование коммуникативной компетенции школьника во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3. – С. 230–232.
20. Газаева Л. В., Атемова Ф. М. Формирование культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5. – С. 126–128.
21. Казначеева С. Н., Бичева И. Б., Казна-чеев Д. А. Внеурочная деятельность по физике как условие повышения интереса и качества освоения учебного материала // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №74-3. – С. 117–119.
22. Юсупова Р. Я., Булуева Ш. И. Формирование познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 6. – С. 373–375.
23. Лебедева О. В., Морозов О. А., Ста-роверова В. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях по физике в современных условиях // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 8. – С. 64–72.
24. Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47771 (дата обращения: 01.09.2025).
25. Грушевская В. Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 38–44.