УДК: 
373.3/.5+37.0+374
Дударева Юлия Борисовна
Аспирантка кафедры гуманитарного и художественного образования Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, julia21_01@mail.ru, Новосибирск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
В статье рассмотрено понятие «творческое мышление» в целом и как один из основных элементов в системе дополнительного образования, представлена структура процесса творческого мышления: этапы, условия формирования; интеллектуальные способности, отвечающие за развитие мышления, такие как: широта и глубина ума, гибкость, устойчивость, рефлексия и критичность, а также противоположные качества интеллекта, такие как: инертность ума, неустойчивость, поверхностность, неосознанность. Автор рассматривает вопросы истории изучения творческого мышления в зарубежной и отечественной науке, методики, при-меняемые исследователями ранее, проблемы, возникающие в современной системе обучения изобразительному искусству, методики развития продуктивного мышления, в изобразительной деятельности, адаптированные под цели и задачи художественного образования. Представлены параметры и условия создания методики, направленной на развитие и формирование творческого мышления: паритет дивергентного и конвергентного мышления, ориентация заданий на развитие определенных интеллектуальных качеств, поискового, проблемного характера деятельности, обязательной рефлексии
Ключевые слова: 
мышления, творческое мышление, проблемное обучение, композиционное творчество, изобразительная деятельность, творческий процесс.
Библиографический список: 

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 386 с.
2. Воробьева М. В. Активация творческого мышления на занятиях графической композицией (в специальной подготовке художников-педагогов): дис. …. канд. пед. наук. – М., 2006. – 257 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Ермакова Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 6. – С. 78–85.
5. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.
6. Моляко В. А. Психология творческой деятельности – М.: Знание, 1978. – 46 с.
7. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 487 с.
9. Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – URL: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/83/ (дата обращения: 05.03.2015).
11. Sawyer R. К. Explaining Creativity. The Science of Human Innovation. – Oxford University Press, 2006. – 354 с.
12. Nilson C., Fetherston C. M., McMurray A., Fetherston T. Creative Arts: An Essential Element in the Teacher’s Toolkit When Developing Critical Thinking in Children // Australian Journal of Teacher Education. – 2013. – № 7. – P. 1–17.