УДК: 
378+373.3/.5
Левых Алёна Юрьевна
Кандидат биологических наук, Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик их преподавания, Тишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университет, aljurlev @mail.ru, Ишим

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация: 
На основе отечественного и зарубежного опыта проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях разного уровня показана ведущая роль указанных видов деятельности в формировании функциональной характеристики выпускников, соответствующей запросам современного рынка труда. На основе анализа литературных источников и авторского опыта организации научно-исследовательской и проектной работы студентов педагогического института определены условия, при которых можно получить наилучшие результаты проектной и исследовательской деятельности. Показана модель включения проектной и исследовательской деятельности в целостную систему учебно-воспитательной работы в инновационно-образовательной среде педагогического вуза, которая может послужить основой для организации сетевого взаимодействия вуза с общеобразовательными учреждениями. Опорной структурой для такого взаимодействия в области биологии и экологии может выступить «Центр развития естественно-научного образования», включающий научные лаборатории, на базе которых работают творческие студенческие группы.
Ключевые слова: 
системно-деятельностный подход, проектная деятельность, исследовательская деятельность, сетевое взаимодействие, творческая группа, учебные модули, образовательная программа, научно-образовательный центр, педагогическое образование, повышение квалификации
Библиографический список: 

1. Аржаник А. Р., Новожилов Э. Д., Хомякова А. А. Организация совместной проектной деятельности по физике учащихся общеобразовательных школ и студентов младших курсов // Вестник Томского государственного педагоги-ческого университета. Серия «Психология». – 2007. – Вып. 10–73. – С. 123–126.
2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 80–88.
3. Булдыгина С. В. Развитие исследовательского мышления школьников как результат проектной деятельности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Apriori. Серия Гуманитарные науки». – 2015. – № 4. – С. 1–8. – URL: http://www.apriori-journal.ru/seria1/4-2015/ Buldygina.pdf. (дата обращения: 15.05.2016).
4. Зверева И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. – Волгоград: Корифей, 2007. – 112 с.
5. Колчин А. А. Современная российская школа и подготовка социально активной молодежи через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности // Уровень жизни населения регионов России. – 2011. – № 2. – С. 121–125.
6. Корепанова А. А. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 5. – С. 68–70.
7. Левых А. Ю., Ведерникова Л. В. Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 118–121.
8. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 63–71.
9. Лихтенберг Г. К. Афоризмы. – М.: Наука, 1964. – 206 с.
10. Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 17, № 43 (2). – С. 144–148.
11. Напутствие в жизнь. Афоризмы для юношества. – М.: Олма Медиа групп, 2012. – 178.
12. Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии / отв. ред. А. Ю. Левых. – Ишим: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Ишиме, 2015. – 258 с.
13. Плигин А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pligin.ru/articles/pligin%20issl. html (дата обращения: 05.06.2016).
14. Полат Е. С. Метод проектов // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2, 3. – С. 3–10.
15. Пузынина Г. Г., Левых А. Ю., Барабанщикова Н. С. Эпигенетический полиморфизм как показатель влияния антропогенных загрязнителей на биологические системы // Известия Самарского научного центра. – 2013. – Т. 15, № 3 (6). –
С. 1912–1920.
16. Соловьёва Т. С. Оценка экологического состояния реки Ишим по индикаторным при-знакам рыб // Полевые и экспериментальные исследования биологических систем: материалы V Всероссийская конференция студентов, аспиран-тов и молодых ученых. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. – С. 61–68.
17. Фирсова М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. – 2002. – URL: http://www.eidos.ru. (дата обращения: 12.04.2016).
18. Шилов С. П. Приоритетные направления развития педагогического вуза в структуре классического университета // Человек и образование. – 2015. – № 3. – С. 30–33.
19. ChanLin Lih-Juan.Technology integration applied to project-based learning in science // Innovationsin Education and Teaching International. – 2008. – № 45. – P. 55–65.
20. Kramer I. (n. d.). Constructivist Teaching and Biology. Retrievedon Feb. 2 2009 [Электрон-ный ресурс]. – URL: http://www.cellbiol.eu/docs/ Constructive_teachingKramer.pdf. (дата обраще-ния: 12.04.2016).
21. Stepien W. J., Gallagher S. A., & Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. – 1993. – № 16. –
Р. 338–357.
22. Thomas J. W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Retrieved May 18, 2009 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bie.org/index.php/site/ RE/pbl_research/29 (дата обращения: 12.04.2016).