УДК: 
374+37.0
Дейч Борис Аркадьевич
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем Института культуры и молодежной политики, Новосибирский государственный педагогический университет, deich67@mail.ru, Новосибирск
Галеева Надежда Викторовна
Ассистент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, nad-vol94@mail.ru, Новосибирск

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА

Аннотация: 
В статье рассматривается взаимосвязь между развитием субкультуры детства и динамикой содержания дополнительного образования детей, выделены этапы влияния субкультуры детства на сущность дополнительного образования. Проанализированыпонятия«субкультура детства» и «дополнительное образование» в их развитии взаимосвязи, современные подходы к определению данных понятий. Рассмотрены различные взгляды на детство как самостоятельный феномен, отношение педагогов к ребенку в разные историческиепериоды.Охарактеризованы основные компоненты мира детства с точки зрения этнографов и педагогов: детский фольклор– его открытие как самостоятельное направление; игра как начальныйэтап социализации ребенка, различные виды игр. Рассмотрен начальный опыт организации дополнительного образования как социально-организованной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности, формирование творческого начала, свободы выбора, а так же функции внешкольной работы. Определены этапы илинии развития дополнительного образования: народная, общественная, государственная, связанные с развитием субкультуры детства.
Ключевые слова: 
детская субкультура(субкультура детства), дополнительное образование,внешкольная работа,детство,детский фольклор,детские игры
Библиографический список: 

1. Абраменкова В.В.Социальная психология детства. – М.: ПЕРСЭ, 2008. –431 с.
2. Алиева Т. И. Ребенок в детско-взрослых общностях: реконструкция смысла поведения // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С.28–31
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке.– Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. – 416 c.
4. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. – 1997. – №9. – С.7–11.
5. Дейч Б.А. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. – 132 с.
6. Дейч Б.А., Юрочкина И.Ю. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект (конец ХIХ – начало 90-х гг. ХХ вв.):монография – Новосибирск: Изд-во НГПУ,2011. – 287 с.
7. Миненко Н.А.Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 160 с.
8. Морозова Н.А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России: монография – М.:МГУП, 2001. – 277 с.
9. Осорина М.В.Значение детской фольклорной традиции в развитии коммуникативных умений ребенка//Мир детства и традиционная культура (III Виноградовские чтения) / сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. – М.: Издательство Всероссийского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н.К. Крупской, 1990. – С.41
10. Пирогов Н.И. Быть и казаться// Избранные педагогические сочинения/сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. – М.: Педагогика, 1985. – С. 94 – 95.
11. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М.: Типография А. А. Карцева, 1887. – 368 с.
12. Руссо Ж.-Ж.Эмиль или о воспитании [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/doc182701393_351621950?dl=2263d92389c918f344&hash=b87ba37... (дата обращения: 09.01.2017).
13. Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании // Русские традиции и современность. – М.: Наука, 1995.–C.55.