УДК: 
378+37.0+316.7
Омельченко Елизавета Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eliam@mail.ru, Новосибирск

СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация: 
В статье представлен авторский взгляд на создание условий для профессиональной самореализации будущих педагогов с использованием особенностей становления самопознания, мотивационно-эмоционального, аксиологического, гносеологического, деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов их культуры самовыражения. Для выявления соответствующих возможностей использованы теоретический анализ, сравнение и сопоставление процессов становления культуры самовыражения обучающихся педагогического вуза и профессиональной самореализации. В результате установлено, что такие особенности первого процесса, как реализация стремления к личностному росту, степень удовлетворенности выбором сферы профессиональной деятельности, осмысление, анализ, оценка присвоенных норм педагогического труда, осуществление субъектных функций в учебно-профессиональной деятельности способствуют созданию условий для успешного протекания профессиональной самореализации студентов.
Ключевые слова: 
культура самовыражения, компоненты культуры самовыражения,становление компонентов культуры самовыражения, студенты педагогического вуза, самореализация, профессиональная самореализация
Библиографический список: 

1. Блинова В. Л., Блинова Ю. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития. – Казань; ТГГПУ, 2009. – 222 с.
2. Волков А. А. Профессиональная самореализация сотрудников милиции общественной безопасности. – М.: Кредо, 2010. – 180 с.
3. Горбунова А. Е., Чеснокова Г. С. Развитие учебно-познавательной компетенции студентов педагогического вуза //Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ,2014. – С. 18–20.
4. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание. – СПб.: СПбУ, 2015. – 244 с.
5. Милинис О. А. Интеграция педагогических подходов при проектировании развития культуры творческой самореализации личности в системе непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 28–33.
6. Мулер В. И. Самореализация личности как социальный процесс: автореф.дис. … канд. филос. наук. – Киев, 1990. – 24 с.
7. Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – С. 56–61.
8. Цурикова Л. В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Белгород, 2005. – 20 с.
9. Черникова Ю. С., Винер Ю. В., Чеснокова Г. С. Формирование социальной активности студента педагогического вуза: факторы и психолого-педагогические условия // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – С. 96–99.
10. Чеснокова Г. С. Особенности организации воспитательной работы в вузе // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск:Изд-во НГПУ, 2014. – С. 5–7.

11. Al-DubaiS., GanasegeranK.,PerianayagamW.,RampalK.Emotionalburnout, perceivedsourcesofjobstress, professionalfulfillment, and engagement among medical residents in Malaysia [Электронныйресурс] // The Scientific World Journal. – 2013. – URL: https://www.hindawi.com/journals/tswj/2013/137620/ (датаобращения: 04.01.2017).
12. Brown Sh., Gunderman R.Enhancing the professional fulfillment of physicians //Academic Medicine. – 2006. – № 81. – Р. 577–582.
13. Rokeach M. The nature of human values. – N. Y.: Free Press, 1973. – 597 р.