УДК: 
378.147
Утюганов Алексей Анатольевич
Кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры гуманитарных и социальных наук, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, outioganov@mail.ru, Новосибиск

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация: 
В статье детально анализируются основные подходы к содержанию феноменов: профессиональная готовность, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции в контексте военно-профессионального образования. Аргументируется значимость ценностно-смысловых компонентов в системе профессиональных компетенцийбудущих офицеров национальной гвардии. Приводятся данные о ценностно-смысловых составляющих общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения в вузах войск национальной гвардии.
Ключевые слова: 
ценностные ориентации, личностные смыслы, профессиональные компетенции, военный вуз, курсанты, национальная гвардия
Библиографический список: 

1. Бунин С.В. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач (на материале военного института внутренних войск МВД России): дис. ... канд. пед. наук. – Новосибирск, 2005. – 222 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
3. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: дис. ... д-рапед. наук.– Красноярск, 2015. – 424 с.
4. Жежера Е.А. Формирование социокультурной компетентности курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 218 с.
5. Зарубин В.Г.Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 511 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
7. Зеер Э. Ф., Тукачев Ю.А. Теоретико-методологические основы сопряжения образовательных и профессиональных стандартов // Психология образования: проблемы и перспективы. – М.: Смысл, 2004. – C. 85–86.
8. Зимняя И.А.Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. – 2006.– № 8. – С. 20–26.
9. Луговая А.В., Дмитриев Е.В. Профессиональная готовность и профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России[Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. –URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18830 (дата обращения: 25.09.2016).
10. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: дис. ... д-рапед. наук. – СПб, 2009. – 327 с.
11. Серый А.В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы с молодежью, находящейся в кризисной ситуации//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2. –С. 40–49.
12. Русаков Ю.Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 40 с.
13. Утюганов А.А., Пфетцер С.А. Гражданско-патриотические ценности в структуре политического сознания молодежи, обучающейся в военном вузе // Казанская наука. – 2013. – № 7. – С.266–270.
14. ХуторскойА.В.Дидактическая эвристика:Теорияитехнологиякреативногообучения.– М.: МГУ, 2003. – 416 с.
15. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.
16. Шевченко И.В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах ВВ МВД России. – Саратов, 1999. – 98 с.
17. Шишков А.И. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2014. – 278 с.