УДК: 
376.1
Муллер Ольга Юрьевна
Без ученой степени, Заведующая научно-методическим отделом научной библиотеки, Сургутский государственный университет, olga_megion@mail.ru, Сургут

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: 
Цельстатьи – представить модель образовательного кластера инклюзивной образовательной среды.При проведении моделирования образовательного пространства с заданными параметрами автором была получена инклюзивная образовательная вертикаль, которая представляет собой иерархическую структуру, включающую разноуровневые образовательные учреждения, гибко взаимодействующие между собой. Представленный в статье образовательный кластер раскрывает общность сферы деятельности включенных в кластер учреждений,что имеет научную и практическую значимость для результативной организации педагогического процесса, заключающуюся в создании инклюзивного образовательного пространства в образовательных учреждениях. Интеграция, объединение и координация образовательных учреждений в научно-образовательный кластер будут способствовать повышению эффективности системы профессионального образования, а кластерный подход дает неоспоримые преимущества перед другими подходами и становится стратегически важным механизмом реализации новой образовательной политики. Результатом функционирования научно-образовательного кластера, по мнению автора, могут стать образовательные услуги нового качества и инновационные профессиональные компетенции.
Ключевые слова: 
инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, образовательная вертикаль, кластер, кластерная модель.
Библиографический список: 

1. Ахметзянова А.И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в казанском федеральном университете// Филология и культура = Philologyandculture. – 2015. – №1(39). – С. 301–305.
2. Белан Е.П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: дис. … д-ра пед. наук. – Ростов н/Д, 2007. – 380 с.
3. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? [Электронный ресурс]// Альманах «Восток».– URL: http://www.situation.ru/app/ j_art_1178.htm.(дата обращения: 12.12.2016).
4. Каменский А.М.Внутришкольный образовательный кластер[Электронный ресурс]. –URL: http://www.likt590.ru/about/director/cluster.pdf.(дата обращения:12.12.2016).
5. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: монография / под.ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева – Пенза: ИП Тугушев С.Ю., 2013. – 230 с.
6. Корецкий Г.А., Лапыгин Д.Ю. Предпосылки интеграции в образовательный кластер [Электронный ресурс]// Вестник ВлГУ. – 2006. – № 4. –URL:http://journal.vlsu.ru/index.php?id=58АДРЕС ССЫЛКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАЗВАНИЮ ПУБЛИКАЦИИ (дата обращения: 20.12.2016).
7. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательный кластер: взаимодействие вуза и предприятия. – Казань: КГАСУ, 2012. – 164 с.
8. Кривых С.В., Кирпичникова А.В. Кластерный подход в профессиональном образовании: монография. – СПб.: ИНОВ, 2015. – 140 с.
9. Кривых С.В., Макареня А.А.Педагогическаяантропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. – 360 с.
10. Кудрявцева О.В. Доминирование кластеров в экономике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 11. – С.149 – 151.
11. Муллер О. Ю., Рассказов Ф. Д., Ротова Н.А. Кластерный подход в создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города // Мир науки, культуры, образования. –2016. – № 2 (57). – С. 29–32.
12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. –URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.12.2016).
13. Портер М. Э. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2003. – 496 с.
14. Портер М.Э. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.– 896 с.
15. Савельев А.Н. Модель подготовки специалистов железнодорожного транспорта в рамках образовательного кластера в Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта – филиале Иркутского Государственного Университета путей сообщения в г. Улан-Удэ[Электронный ресурс].–URL: www.efdb.ru›look/2356608.html(датаобращения: 01.12.2016).
16. СмирновД.В.Образовательныйкластеркаксоциокультурнаясредадополнительногопрофессиональноготуристско-краеведческогообразованияпедагога: монография. – Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т., 2011. – 190 с.
17.ТрушниковД.Ю.Системавоспитаниявструктуреобразовательногокластераинженерноговуза: монография. – Тюмень: Тюменскийиздательскийдом, 2008. – 246 с.
18. Чуланова О. Л. Кластерыкомпетенцийуправленческогоперсоналаорганизации // Вопросыэкономикииуправлениявсовременномобществе: сборникнаучныхстатейпоитогаммеждународнойнаучно-практическойконференции. Волгоград, 17–18 ноября 2011 г. – Волгоград: Волгоградскоенаучноеиздательство, 2011. – С. 270–272.
19. Чуланова О. Л. Методологияисследованиякомпетенцийперсоналаорганизаций: монография.–М.: ИНФРА-М, 2015. – 217 с.
20. ЧулановаО.Л.Компетентностныйподходвработесперсоналом: теория, методология, практика: монография. –М.:ИНФРА-М, 2016. – 292 с.
21. Чуланова О. Л. Формирование, развитиеикоучингэмоциональнойкомпетентностивуправленииперсоналоморганизации: монография. – Сургут: Дефис, 2010. – 218 с.
22. ШамоваТ.И.Кластерныйподходкразвитиюобразовательныхсистем // Взаимодействияобразовательныхучрежденийиинститутовсоциумавобеспеченииэффективности, доступностиикачестваобразованиярегиона: материалыХМеждународногообразовательногофорума: 2ч. (Белгород, 24–26 окт. 2006 г.) –Белгород: Изд-воБелГУ, 2006. – 264 с.