УДК: 
37(470)(09)+929 Рачинский
Поздняков Александр Николаевич
Доктор исторических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, заместитель директора по учебной и научной работеИнститута дополнительногопрофессионального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alnikpoz@mail.ru, Саратов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С. А. РАЧИНСКОГО (1833–1902): ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
В статье раскрывается педагогическая система С. А. Рачинского – профессора Московского университета, одного из ярких представителей общественно-педагогического движения XIX в. Прервав профессорскую карьеру,он посвятил себя народному образованию, стал сельским учителем. На основе анализа педагогического наследия С. А. Рачинскогосделан вывод о том, что созданная им педагогическая система была построена на всестороннем и глубоком учете той социально-культурной среды, в которой находились дети.В статьеподчеркиваются оценочные сужденияС. А. Рачинскогооразительномотличии сельского ученика от своего городского сверстника:для него характерны слабая дошкольная подготовка, но глубокая жажда знаний. Приведенные в статье материалы позволяют увидеть высокую оценку, которую давал С. А. Рачинскийпотенциалу крестьянских детей.Он был убежден в том, что от учителя в решающей степени зависело, чтобы заложенные в детях задатки получили развитие.
Ключевые слова: 
социальная среда, сельская школа,сельский ученик, сельский учитель, подготовка к жизни.
Библиографический список: 

1. Коншин Н.Н. Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского: автореф.дис. ... канд. пед. наук. – Смоленск, 2011. – 23 с.
2. Лавицкая Е. Б. Новаторские идеи XIX века: С. А. Рачинский //Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы:сб. тр. меж-дународной научно-практической конференции (03 мая 2012 г.).–Витебск, 2012. –С. 211–213.
3. Марковская Ю.Л.С. А. Рачинский и К.П. Победоносцев: рождение про-граммы консервативно-православной реформы начальной школы во второй половине XIX века (на примере личной переписки) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. –2015. –№ 3 (36). –С. 131–139.
4. Лобзаров В.М., Журавлева Т.А. Народная школа С.А. Рачинского: взгляд с позиций современности // Проблемы современного образования. –2012. –№ 1. –С. 44–48.
5. Кабанова Н.И.С.А. Рачинский и его роль в истории русской мысли (по материалам публицистического и эпистолярного наследия) // Вестник Брянского государственного университета. –2016. –№ 1 (27). –С. 174–179.
6. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. – № 45.19 сен-тября. –С. 9–11.
7. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. –№ 46. 26 сен-тября. –С.14–17.
8. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881.– № 47. 3 октября. –С. 12–14.
9. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. –№ 48.10 октября. –С. 13–16.
10. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. –№ 49.17 октября. –С. 15–17.
11. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. –№ 50.24 октября. –С. 10–12.
12. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. –№ 51.31 октября. –С. 11–12.
13. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. –№ 52.7 ноября. –С. 16–18.
14. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. –1881. –№ 53. 14 ноября. –С.13–15.