УДК: 
УДК 159.9.072.432
Наумова Диана Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы "Московский городской педагогический университет", seroglazka3@yandex.ru, Москва

Дистинктивность гражданского мировосприятия молодёжи в различных регионах России

Аннотация: 
В условиях транзитивности, поликультурности, урбанизации современного социального мира изучение феномена гражданского мировосприятия чрезвычайно актуально. Категория «гражданское мировосприятие» нуждается в детальном описании, в определении содержания, структуры, механизмов, условий, детерминирующих его развитие и становление. Цель работы заключалась в изучении влияния внешних и внутренних факторов на гражданское мировосприятие молодёжи. Внешние условия – это регион проживания и тип поселения. Внутренние условия – особенности личностной зрелости, степень ответственности, уровень рефлексивности, социальноcть-асоциальность личности и отношение к государству. Были сформированы три группы респондентов, проживающих в разных регионах страны (Дальний Восток, Крым, Москва). В результате проведённого исследования было установлено, что регион проживания является значимым фактором, определяющим специфику гражданского мировосприятия молодёжи. Кроме того, были выделены типы личности в зависимости от специфики содержания гражданского мировосприятия.
Ключевые слова: 
Гражданское мировосприятие, ответственность, рефлексивность, личностная зрелость, молодёжь, социализация.
Библиографический список: 

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С.80-160.
2. Егоров И.В., Симанина А.И., Шнейдер Л.Б., Наумова Д.В., Фомин А.А. Гражданское мировосприятие молодёжи: теоретико-эмпирическое исследование. Монография. - Москва: ИИУ МГОУ, 2016. – 116 с.
3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? –М.: Речь, 2011. – 160 с. 43
4. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2006. – 304 с.
5. Наумова Д.В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты// Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Выпуск 5/Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.,: Изд-во «НИЦ АРТ», 2015. – 110 с. – С. 62-67.
6. Наумова Д.В. Эмпирическое исследование отношения к государству у молодых людей в контексте их гражданского мировосприятия// Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Шестой выпуск. / Отв. ред. Егоров И.В., Мартьянова Г.Ю., Филонов Л.Б. – СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2016 г. – 108 с. – С. 54-60.
7. Наумова Д.В., Егоров И.В. Пространства, события, персоналии России в гражданском мировосприятии молодежи: психо-социальный аспект// Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. - №3 (36), 2015. – С. 114 – 123.
8. Наумова Д.В., Егоров И.В. Содержание гражданского мировосприятия молодёжи разных регионов России (на примере студентов Крыма и Дальнего Востока)// Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. - №3(40). – Москва, 2016. – С. 22-28. 54
9. Наумова Д.В., Егоров И.В. Сравнительное исследование содержания гражданского мировосприятия молодёжи Москвы и Уральского региона// Сибирский педагогический журнал. - №4, 2016. – С. 31-36.
10. Пейсахов Н.М. Психолого-педагогические проблемы высшей школы и психодиагностика // Психологические и психофизиологические особенности студентов. – Казань, 1977. – С.7–54. (62)
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. -368 с. – С. 93-130.
12. Wintersteiner, W. Global Citizenship Education. //Aktion & Reflexion, Vol 10, р. 18-29. 2013.