УДК: 
УДК 159.99
Поляков Сергей Данилович
Доктор педагогических наук, Доктор педагогических наук, профессор, Ульяновск, Доктор педагогических наук, sdpolyakov@mail.ru,, Ульяновск
Стрюкова Галина Александровна
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры психологии, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, galpochta@mail.ru, Ульяновск
Кривцова Наталья Сергеевна
Без ученой степени, Аспирант кафедры педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, boyzverg@mail.ru, Ульяновск

Исследование повседневной профессиональной деятельности современного классного руководителя

Аннотация: 
В статье приводится описание и результаты междисциплинарного исследования повседневной профессиональной деятельности современного российского учителя (классного руководителя). Обосновывается, что отсутствие подобных исследований создаёт проблемы в понимании феномена сопротивления инновационному развитию современного отечественного образования. Анализируется представленность в сознании педагогов своих профессиональных действий при организации жизнедеятельности класса. Критерием разделения профессиональных действий является их способность стимулировать относительную активность (пассивность) учащихся. Приводится описание данных действий классного руководителя и структуры исследовательского опросника, процедура его валидизации. С помощью различных психологических методов обосновывается расхождение между ожидаемыми и реальными результатами масштабного социолого-педагогического исследования классных руководителей из 20 регионов страны. Исследуется вопрос о преобладании в современной массовой практике «директивного» или «совместного» типа педагогов.
Ключевые слова: 
профессиональные действия классного руководителя, стимулирование относительной активности учеников, Стимулирование относительной пассивности учеников, междисциплинарное исследование педагогической деятельности, валидизация опросника, метод фокус-группы.
Библиографический список: 

1. Гаспарашвили А.Т. Учитель в эпоху перемен /А.Т. Гаспарашвили и др. – М.: Логос, 2006. – 176 с.
2. Поляков С.Д. От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы / С.Д. Поляков; предисл. А.Г. Асмолова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 196 с.
3. Поляков С.Д. Повседневная деятельность современного учителя и цели психологического образования / П.Г. Аверьянов, Н.С. Кривцова, С.Д. Поляков, И.А. Семикашева, Г.А. Стрюкова // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – С. 11-18.
4. Поляков С.Д. Повседневная деятельность современного учителя: опыт междисциплинарного исследования / С.Д. Поляков, И.А. Семикашева, Г.А. Стрюкова // Вестник РГНФ. – 2015. – №1(78). – С. 165-174.
5. Семёнова Л.А. Российские учителя, проблемы образования и формирования профессионального потенциала страны в условиях трансформирующегося общества // Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ / Ред.-сост. Д.В. Константиновский, Л.П. Верёвкин. – М.: ЦСП, 2003. – С.161-190.
6. Силласте Г.Г. Социальные ценности сельских учителей в условиях рыночной экономики / Мониторинг общественного мнения. – 2004. – №2 (70). – С.17-34.
7. Собкин В.С Учительство как социально-профессиональная группа: динамика социокультурных трансформаций [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М., 2008. – URL: www.isras.ru/abstract bank/1208435657.pdf.
8. Стрюкова Г.А. Анализ методического инструментария исследования в форме фокус-группы // Повседневная профессиональная деятельность современного учителя. Материалы исследования / под ред. С.Д. Полякова, И.А. Семикашевой. – Ульяновск: УлГПУ, 2014. – С. 40-43.
9. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, П.Е. Царьков. – М.: Центр социологических исследований, 2016. – 327 с.