УДК: 
373.2 - 053.4: 37.048.45 (045)
Антонова Марина Владимировна
Кандидат экономических наук, ректор, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Мордовский республиканский институт образования", mrio@edurm.ru, Саранск

Система принципов педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников

Аннотация: 
Обоснование актуальности. Вопросы пропедевтики профессионального выбора на этапе начального школьного обучения изучены недостаточно и не находят отражения в широкой образовательной практике. Цель статьи – определить возрастную специфику процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников посредством формирования системы принципов, определяющих целеполагание, субъекты, содержание, деятельность обучающихся, организационные и методические условия, результаты данного процесса. Исследовательская часть статьи представлена обоснованием принципов вертикальной интеграции, полисубъектности, образности, самоидентификации, проблематизации, социального партнёрства, индивидуализации, открытости. Результаты исследования. Определены особенности использования в начальной школе принципов вертикальной интеграции, полисубъектности, социального партнёрства, индивидуализации, открытости. Впервые введены в научный оборот принципы, специфичные для младшего школьного возраста и характеризующие содержательную сторону педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников (образности, самоидентификации, проблематизации).
Ключевые слова: 
начальное общее образование, младший школьный возраст, сопровождение профессионального самоопределения
Библиографический список: 

1. Блинов В. И. Требование дифференцированного подхода к организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев // Современные проблемы науки и образования. – Пенза, 2014. – № 6; Доступ: http://www.science-education.ru/120-16020 (дата обращения 04.05.2017).
2. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА ; Наука, 2016. – 272 с.
3. Елькина, О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии : дисс. … к. п. н. (13.00.01). – Новокузнецк, 1997. – 109 c.
4. Зеер Э. Ф. Самоопределение учащейся молодёжи в современных конфликтующих реальностях : Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, М. В. Кормильцева, Э. Э. Сыманюк. – М.: Изд-во МПСИ, 2015. – 100 с.
5. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. Доступ: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения 06.05.2017)
6. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. – М.: Изд-во МЭИ, 1985. – 108 с.
7. Лернер П. С. «Технология» как прецедент интеграции общего и начального профессионального образования школьников / П. С. Лернер // Теоретические и практические основы профильного и профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях реформирования общего и профессионального образования РФ : Матер. Междунар. научно-пр. конференции 13-14 октября 2009 г. – Ч. I. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. – С. 39 – 52.
8. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения : методическое пособие / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 304 с.
9. Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация, карьерная навигация, поддержка и сопровождение самоопределения: развилки, векторы, пересечения / Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование и занятость молодёжи : XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодёжи: мат-лы Междунар. научно-практ. конф. (Кемерово, 15-16 марта 2017 г.) : В 2 ч. – Ч. 1. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. – С. 70 –74.
10. Сергеев И. С. Организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикальной интеграции образования / И. С. Сергеев // Профессиональное образование в России и за рубежом. – Кемерово, 2017. – № 1 (25). – С. 14 – 18.
11. Смирнов К. А. Организационно-педагогическая работа с семьями обучающихся в процессе профессионального самоопределения: о некоторых результатах эмпирического исследования / К. А. Смирнов // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума / Под ред. М. В. Груздева, И. В. Лободы. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – С. 116 – 118.
12. Nourah A. Algadheeb (2015) Professional/Career Orientation, Awareness, and Their Relationship to Locus of Control. Journal of College Teaching & Learning. V.12. No. 1, pp. 13 – 38 [available at: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1050977.pdf].