УДК: 
303.022
Титова Елена Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ev-titova@yandex.ru, Санкт-Петербург

Проблемы выбора методологических подходов в педагогических исследованиях

Аннотация: 
В настоящее время наряду с повышением внимания исследователей к выбору методологических подходов в педагогических исследованиях стали проявляться и некоторые негативные тенденции, связанные с некорректным представлением методологических основ. Трудности с выбором и применением методологических подходов в современных педагогических исследованиях обусловлены рядом проблем: неоднозначностью самого понятия «методологический подход», недостаточной обоснованностью выбора множества подходов, не различением методологических подходов в теоретической и практической педагогической деятельности, не корректностью наименований избираемых методологических подходов. Методологические подходы объективно различаются по степени нормативной обобщенности и научному статусу, и как регулятивное гностическое основание для осуществления деятельности в зависимости от назначения могут быть представлены по-разному: как теоретическое и(или) логическое положение (в виде теории, тезиса, идеи, структуры, модели, гипотезы и т. п.); как совокупность специфически связанных способов, приемов и правил осуществления деятельности, адекватных какой-либо задаче, идее, принципу; как признак или совокупность признаков качества осуществления деятельности, ее качественной характеристики. Поскольку основаниями методологических подходов могут являться различные феномены, то при выборе методологического подхода исследователю важно изначально определиться, что из этих оснований действительно необходимо в конкретном исследовании: идеи, метод или особое качество. В зависимости от этого выбранный методологический подход будет отличаться той или иной степенью «жесткости» требований к его применению.
Ключевые слова: 
методологические основы исследования, подход, методологический подход, выбор методологических подходов.
Библиографический список: 

1. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. – М., 1989. – 412 с.
2. Арламов А. А. Целостность методологических подходов в педагогическом исследовании: подход как компонент системного познания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 23–28.
3. Бургин М. С. Понятия и функции методологии (К итогам дискуссии) // Советская педагогика. – 1990. – № 10. – С. 74–77.
4. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. – 384 с.
5. Лаврентьева З. И. Методологические проблемы исследования социально-педагогических явлений [Электронный ресурс] // Письма в Emissia offline. – URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2150.htm (дата обращения: 15.01.2017).
6. Петряков П. А. Концепции и стратегии образовательного менеджмента вуза в отечественной и зарубежной педагогике: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. – В. Новгород, 2013. – 48 с.
7. Степанов Е. Н. Индивидуальностный подход как методологическая ориентация в воспитании сельских школьников // Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в России: сборник статей. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – С. 205–208.
8. Суртаева Н. Н., Иванова О. А., Афанасьев В. В. О методологических подходах в современных педагогических исследованиях // Вестник РМАТ. – 2016. – Т. 1, № 1. – С. 44–49.
9. Титова Е. В. Педагогическая методология: анализ отечественных научных подходов [Электронный ресурс] // Письма в Emissia offline. – URL: http://www.emissia.org/offline/2001/824.htm (дата обращения: 15.01.2017).
10. Шурилова Т. Б. Сложности понимания категории «методологический подход» в современном социогуманитарном познании // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: сборник научных статей Всероссийской научно практической конференции 20–23 апреля 2016 года. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – С. 78–83.
11. Romm T. A. Social Education within the Tradition of Russian Pedagogy [Электронный ресурс] // Journal Russian Education & Society. – URL: http://dx.doi.org/10.1080/10609393.2015.1200365 (дата обращения: 15.01.2017).