УДК: 
37.0+374
Ильясов Динаф Фанильевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, metod-08@mail.ru, Челябинск
Кеспиков Вадей Николаевич
Доктор педагогических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, metod-08@mail.ru, Челябинск
Солодкова Марина Ивановна
Первый проректор, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, metod-08@mail.ru, Челябинск
Данельченко Татьяна Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, danelchenko@yandex.ru, Челябинск

Научно-педагогические основания обновления содержания аттестации педагогических работников и совершенствования процедур ее проведения

Аннотация: 
Изложены элементы концепции обновления содержания аттестации педагогических работников и совершенствования процедур ее проведения с позиции положений и требований профессионального стандарта педагога. Представлено расширенное толкование функций аттестации педагогических работников образовательных организаций; показана их направленность на оценку знаний и умений педагогических работников. Эти функции положены в основу декларируемых профессиональным стандартом трудовых действий. Охарактеризована методологическая база концепции, образованная компетентностным и системно-деятельностным подходами, что позволило, во-первых, рассмотреть процесс оценивания знаний и умений педагога в логике восхождения к субъектности, во-вторых, обнаружить психологические механизмы мотивации педагога на различных этапах аттестационного процесса: адаптации, идентификации, интериоризации и интернализации. Исходя из анализа мирового и отечественного опыта аттестации и сертификации профессиональной деятельности педагога, анонсированы условия обновления содержания аттестации педагогических работников и совершенствование процедур ее осуществления. Специальное внимание в статье уделено характеристике процедурных аспектов аттестации педагогов, анализу инструментов (портфолио, квалификационный экзамен, ситуативная задача, индивидуальная методическая система), с использованием которых повышается объективность оценки качества трудовых действий педагогов. Обосновано значение внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации для повышения надежности результатов аттестации педагогических работников.
Ключевые слова: 
аттестация, педагогические работники, педагог, образовательная организация, внутренняя система оценки качества образования, портфолио, квалификационный экзамен, ситуативная задача, индивидуальная методическая система.
Библиографический список: 

1. Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров образования. – М.: ЦСиЭИ, 1996. – 127 с.
2. Дульский В. М. Проектирование единой системы аттестации и самоаттестации педагогических работников: дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2003. – 200 с.
3. Кирилюк П. К. Педагогические условия аттестации сотрудников в современной организации: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2003. – 176 с.
4. Кирова Т. Ф. Аттестация педагогических работников как развивающаяся система: дис. ... канд. пед. наук. – В. Новгород, 2002. – 194 с.
5. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: ЛГУ, 1970. – 144 с.
6. Кузьмина Н. В., Михалевская Г. И. Оценка профессиональной деятельности учителей // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: сборн. науч. трудов. Вып. 1. – М.; Шуя: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – С. 42–56.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
8. Эмануилова Н. Е. Аттестация преподавателей профессиональных учи-лищ как фактор повышения качества педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1994. – 152 с.
9. Denton J. J., Davis T. J., Capraro R. M., Smith B. L., Beason L., Graham B. D., Strader R. A. Examining Applicants for Admission and Completion of an Online Teacher Certification Program // Educational Technology & Society. – 2009. – 12 (1). – pp. 214–229.
10. Zuzovsky Ruth. Teachers’ qualifications and their impact on student achievement // IERI Monograph Series: Issues and Methodologies in Large-Scale Assessments. – October 2009. – P. 37.