УДК: 
372.016:54*40+378
Сарасеко Елена Григорьевна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры оперативно-тактической деятельности и техники, Гомельский филиал Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, elen_saraseko@tut.by, Гомель

Специальная химия как предмет преподавания в Гомельском филиале университета гражданской защиты МЧС Беларуси

Аннотация: 
Современный период развития общества характеризуется рядом чрезвычайных ситуаций, возникающих как на территории Республики Беларуси, так и во всем мире. Изучение специальной химии курсантами, будущими инженерами-спасателями, способствует развитию у них неформального логического мышления, связанного с теми химическими процессами, которые протекают в условиях реальных пожаров, развитию познавательности. Преподавание данной дисциплины требует постоянного совершенствования в подходах изложения лекционного и практического материала. К настоящему времени разработаны теоретические основы и методические аспекты преподавания химии – создание проблемной ситуации, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных средств обучения и т. д. Все это требует качественной проработки преподавателем информационного материала и вычленения наиболее важных для его работы моментов, что и рассматривается в данной статье. Сформировать всесторонне развитую личность возможно только в том случае, когда преподаватель и курсант (студент) работают слаженно в одной команде. Без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом процессе, без желания познать неизвестное, достичь конечный результат, представляется невозможным.
Ключевые слова: 
специальная химия, самостоятельная работа, информационная компетентность, интернет-технологии, проблемное изучение, компьютерные презентации, неформальная логика мышления, причинно-следственные связи.
Библиографический список: 

1. Айзман Н. И., Айзман Р. И., Зиньковская С. М. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие для вузов. – Новосибирск, 2011. – 272 с.
2. Аскеров Э. М., Емелин М. А., Рудинский И. Д. и др. Интеллектуальные информационные технологии тестирования знаний – как фактор повышения качества образовательного процесса // Сб. тр. второй межд. науч.-практ. конф. «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (07–09 февраля 2006, Санкт-Петербург) / под ред. А. П. Кудинова, Г. Г. Матвиенко, В. М. Самохина. – Т. 6. Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. – С. 421–423.
3. Гапанович-Кайдалов Н. В. Проблема информационной компетентности спасателя // Чрезвычайные ситуации: теория, практика, инновации: матер. межд. науч.-практич. конф. (Гомель, 19–20 мая 2016) / редкол.: А. Э. Набатова. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. – С. 333–335.
4. Гапанович-Кайдалов Н. В., Гапанович-Кайдалова Е. В. Экологическое образование в системе профессиональной подготовки спасателей // Чрезвычайные ситуации: теория, практика, инновации: матер. межд. науч.-практич. конф. (Гомель, 19–20 мая 2016) / редкол.: А. Э. Набатова. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016.– С. 335–337.
5. Коваленко Н. А., Супиченко Г. Н., Радион Е. В. Компьютерные технологии в организации самостоятельной работы студентов по аналитической химии // Сб. тр. второй межд. науч.-практ. конф. «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (07–09 февраля 2006, Санкт-Петербург) / под ред. А. П. Кудинова, Г. Г. Матвиенко, В. М. Самохина. – Т. 6. Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. – С. 438–439.
6. Мацнев К. Д., Машерова Н. П. Аспект обеспечения безопасности жизнедеятельности учебной дисциплины «Химия порохов и взрывчатых веществ» // Матер. междунар. научно-практ. конф. курсантов (студентов), магистрантов, адъюнктов (аспирантов) «Чрезвычайные ситуации: теория и практика» (Гомель, 21 мая 2015 года) / под ред. А. Э. Набатовой [и др.]. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. – С. 347–348.
7. Склянова Н .А., Плющ И. В., Третьякова А. Н., Чеснокова Г. С., Герьянская Н. О., Шелегин Н. Н. Организация деятельности сибирского окружного федерального центра повышения квалификации работников образования по профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью // Современные принципы и методы обеспечения безопасности образовательного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. – С. 41–45.
8. Цветков Л. А. Преподавание органической химии в 10 классе. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 287 с.
9. Шалатонин В. Т. Экзамен по биологии (в помощь абитуриентам). – Мн.: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1973. – 40 с.
10. Emsley John The elements. – London: Clarendon press, Oxford, 1991. – 258 p.
11. Gardiner W. С. Jr., Burcat A., Dixon-Lewis G., M. Frenklach, R. K. Hanson, S. Salimian, J. Troe, J. Warnatz, R. Zellner Combustion chemistry. – New York; Berlin; Heidelberg; Tokyo: Springer-Verlag, 1984. – 509 p.