УДК: 
378+376
Селиванова Юлия Викторовна
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, Саратовский государственный национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, juliaselivanova@mail.ru, Саратов
Щетинина Елена Борисовна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ebp1976@mail.ru, Саратов

Готовность преподавателей к обучению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: 
Рассматривается готовность преподавателей к обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается разнообразие контингента студентов, как по своим диагнозам, так и по психологическим, физическим, личностным особенностям и адаптационным возможностям. Классифицируются категории абитуриентов с ОВЗ. Анализируются данные, полученные в ходе анкетного опроса преподавателей, выявляющие факторы, которые влияют на формирование личного отношения педагогов к обучению студентов-инвалидов. Описываются возможные риски, присущие инклюзивному профессиональному образованию. Выделяются необходимые условия организации процесса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, формирующие и повышающие готовность преподавателей к работе со студентами-инвалидами.
Ключевые слова: 
студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное профессиональное образование.
Библиографический список: 

1. Алехина С. В., Алтыникова Н. В., Ряписова А. Г. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 183–185.
2. Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 3(5). – С. 10–15
3. Горюнова Л. В. Проблемы подготовки преподавателей для работы в системе инклюзивного образования // Международный диалог: инклюзия через всю жизнь. – Ростов-на-Дону, 2014. – С. 24–30.
4. Зеер Э. Ф. Методология профессионального развития личности: монография. – Екатеринбург: Российский государственный профессиональный педагогический университет, 2014. – 194 с.
5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – Мозаика-Синтез, 2011. –142 с.
6. Кантор В. З. Реабилитационный потенциал инвалидов: к проблеме системного педагогического анализа // Специальное образование. – 2012. – № 1. – С. 44–53.
7. Кутепова Е. Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 103–112.
8.Мартынова Е. А. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности. – Челябинск, 2012. – С. 253–257.
9. Несына С. В., Старовойт Н. В. Профессиональная и психологическая готовность педагогов дошкольных организаций к инклюзивному образованию // Известия балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. – 2016. – № 1 (35). – С. 175–183.
10. Плаксина Л. И. Инклюзивное «образование» (совместное обучение) лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. Л. Б. Осипова, Е. В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с.
11. Романович Н. А., Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф. Челябинский государственный университет – федеральная инновационная площадка по инклюзивному обучению // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. –Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. – С. 204–209.
12.Селиванова Ю. В. Изучение отношения преподавателей вуза к обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья // Дыльновские чтения «Социологическая диагностика современного общества». – 2016. –С. 430–436.
13.Селиванова Ю. В., Зайцев Д. В. Организационно-методические аспекты сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 97.
14. Щетинина Е. Б. Копинг-стратегии студентов с ограниченными возможностями здоровья как механизм социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2016. – № 2 (6). – С. 65–70.
15. Щетинина Е. Б., Коновалова М. Д. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Вып. 3(7). – С. 323–325.
16. Moore M. Including parents with disabled children // Teaching and learning in diverse and inclusive classrooms: Key issues for new teachers / eds. G. Richards, F. Armstrong. – London and New York: Routledge, 2011. – Р. 133–144.