УДК: 
159.96+378
Курусь Ирина Александровна
Аспирант кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, irina_kurus@rambler.ru, Новосибирск

Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов 1-го курса

Аннотация: 
В статье представлена проблема кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов на начальном этапе обучения в вузе. В эмпирическом исследовании показаны положительные корреляции кризисов и кризисных переживаний с копинг-стратегиями «бегство-избегание», «конфронтация», «принятие ответственности». Поскольку данные стратегии относятся к неадаптивным или относительно адаптивным и предполагают уход от решения проблемы в фантазирование, эмоциональное отреагирование, самообвинение, то студенты, использующие данные стратегии, попадают в группу риска, для которой характерно наличие дезадаптивных форм поведения. Автор выдвигает идею о необходимости разработки программы по обучению студентов навыкам использования адаптивных копинг-стратегий.
Ключевые слова: 
психологические кризисы, кризисные переживания, копинг-стратегии
Библиографический список: 

1. Амасьянц Р. А., Ефремова Д. Н. Психологические особенности совладающего поведения личности при деструктивных эмоциональных состояниях. – М.: Изд-во СГУ, 2014. – 239 с.
2. Бочаров В. В., Карпова Э. Б., Чулкова В. А., Ялов А. М. Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 9–16.
3. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб: Изд-во СПбГМУ, 2009. – 135 с.
4. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 2. – С. 5–16.
5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. – Кострома: КГУ, 2010. – 294 с.
6. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 2. – С. 88–95.
7. Ледовская Т. В., Резчикова О. А. Динамика защитно-совладающего поведения студентов на разных курсах обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 194–200.
8. Морозова Т. Ю. Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 5 (133). – С. 207–214.
9. Политова С. П. Кризисная ситуация как источник развития личности // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2012. – Т. 150, № 3. – С. 41–49.
10. Петунс О. В. Анализ исследований защитно-совладающего поведения личности в психологической науке. – М.: СГИ, 2006. – 38 с.
11. Титаренко Т. М. Нужна ли психологическая помощь в критических жизненных ситуациях // Журнал практического психолога. – 1999. – № 1. – С. 103–112.
12. Харитонова Е. А., Манукян В. Р. Переживание нормативного кризиса и защитно-совладающее поведение у женщин в период средней взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2014. – Т. 2. – С. 283–290.
13. Хазова С. А., Останина Н. В. Возрастная специфика совладающего поведения подростков // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 180–185.
14. Ebata A. T., Moos R. H. Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology. – 1991. – No. 12, Issue 1. – pp. 33–54.
15. Luyckx K., Klimstra T. A., Duriez B., Schwartz S. J., Vanhalst J. Identity Processes and Coping Strategies in College Students: Short-Term Longitudinal Dynamics and the Role of Personality // Journal of Youth and Adolescence. – 2012. – Vol. 41, Issue 9. – pp. 1226–1239.
16. Mohr C., Braun S., Chmetz F., Kluckner V. J., Lott P., Schrag Y., Stassen H. Cross-cultural assessment of coping behavior under chronic stress // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 60. – pp. 29–29.