УДК: 
316.6+159.96+378
Климов Владимир Михайлович
Заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Новосибирский государственный педагогический университет, klvl77@yandex.ru, новосибирск
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, aizman.roman@yandex.ru, Новосибирск

Оценка социально-психологической адаптации и психоэмоционального состояния студентов 1–2-го курсов технического университета

Аннотация: 
В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации и психоэмоционального состояния студентов первого и второго курсов технического университета с использованием методик «Оценка социально-психологической адаптации» (по А. К. Осницкому), «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку), «Оценка уровня реактивной и личностной тревожности» (по Ч. Д. Спилбергу, Ю. Л. Ханину), «Диагностика состояния агрессии» (по Басса-Дарки), «Определение уровня стессоустойчивости». Установлено, что адаптационный потенциал и психическое состояние студентов обоих курсов находятся на оптимальном уровне. Обнаружены гендерные различия, выраженные в более высоком уровне адаптивности, доминирования, стрессоустойчивости, а также низкой тревожности и фрустрации у юношей. Выявлена сильная корреляционная взаимосвязь показателей психоэмоционального состояния студентов с уровнем их социальной адаптации.
Ключевые слова: 
социально-психологическая адаптация, психоэмоциональное состояние, студенты, корреляционный анализ.
Библиографический список: 

1. Лебедев А. В., Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Айзман Н. И. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. [Электронный ресурс] / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2013.
2. Габдреева Г. Ш. Гендерные различия адаптивности личности // Филология и культура. – 2016. – № 1 (43). – С. 338–347.
3. Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности субъективной оценки значимости базисных ценностей и возможности их реализации у студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский психологический журнал – 2015. – № 56. – С.167–176.
4. Дроздова О. А., Опарина Н. М. Адаптация студентов к обучению в вузе: циклогенетический подход // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2004. – № 2. – С. 8–12.
5. Иванова А. А., Мамедова Н. Д., Пичугина Н. Н. Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния студентов первого и четвертого курсов обучения // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Том 4, № 11. – С. 1245–1246.
6. Ильин Е. П., Пинигин В. Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – Вып. 5. – С. 102–110.
7. Казантинова Г. М., Власова Т. Н. Психоэмоциональное состояние студентов, занимающихся в группе «освобожденные» // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2013. – № 3 (97). – С. 77–81.
8. Костина Л. А., Миляева Л. М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. –2014. – № 11. – С. 433–437.
9. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 877–879.
10. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б., Айзман Н. И. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов [Электронный ресурс] / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2013.
11. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных условиях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
12. Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 80 с.
13. Смирнов А. А., Живаев Н. Г. Адаптация студентов и образ вуза: монография. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 168 с.
14. Узденова Ж. Р., Анаев М. А. Изучение стрессоустойчивости студентов в процессе обучения в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – № 37. – С. 35–39.
15. Vianello M., Schnabel K., Sriram N., Nosek B. Gender differences in implicit personality traits // Personality and Individual Differences. – 2013. – Vol. 55. – P. 994–999.
16. Salgueira A., Costa P., Gonçalves M., Magalhães E., João M. Individual characteristics and student’s engagement in scientific research: a cross-sectional study // BMC Medical Education. – 2012. – Vol. 12. – P. 95.