УДК: 
37.0
Степанов Павел Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующий лабораторией развития личности в системе образования, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, semya-2005@yandex.ru, Москва

Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях

Аннотация: 
В статье анализируются различные трактовки понятия «воспитание», которыми пользуются сегодня зарубежные и российские исследователи. Проведенный анализ позволил не только обобщить различные научные взгляды на воспитание и увидеть точки согласования мнений современных ученых, важные для продуктивного развития теории воспитания. Он позволил также обнаружить и известные разногласия в исследовательских позициях. Последние обусловлены, прежде всего, стремлением представителей научного сообщества акцентировать внимание на том или ином важном с их точки зрения аспекте воспитания или же, напротив, их неудовлетворенностью тем, что тот или иной аспект несправедливо превалирует в той объяснительной модели, которой пользуется научное сообщество. Кроме того, анализ различных определений понятия «воспитание» позволит нам точнее соотнести его с другими понятиями, такими как: развитие, социализация, образование, обучение.
Ключевые слова: 
воспитание, развитие, социализация, образование, обучение, исследовательский подход
Библиографический список: 

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 c.
2. Воскресенская Н. М. Современная общеобразовательная школа Англии // Структура и учебно-воспитательный процесс в 12-летней общеобразовательной школе западноевропейских стран. – M.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2001. – С. 8–33.
3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
4. Григорьев Д. В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 6. – С. 49–58.
5. Григорьев Д. В. Нигилизм versus гуманизм в воспитании // Воспитание успешно, если оно системно: материалы первых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой. – М.: МПГУ, 2006. – С. 44–49.
6. Данилова А. С. Организация воспитания в частных школах-пансионах Великобритании. – Ульяновск: МДЦ, 2010. – 114 с.
7. Долгая О. И. Новые цели и принципы воспитания в чешской системе образования на рубеже ХХ‒ХХI вв. // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 5. – С. 89–93.
8. Загвоздкин В. К. Теория и практика применения стандартов в образовании. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2011. – 344 с.
9. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 155 с.
10. Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 298 с.
11. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. – М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
12. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
13. Мудрик А. В. Три ипостаси человека в процессе социализации // Вопросы воспитания. – 2012. – № 4. – С. 3–16.
14. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
15. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.
16. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
17. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. – 446 с.
18. Степанов П. В. Современная теория воспитания: словарь-справочник. – М.: Изд-во АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2017. – 48 с.
19. Сухин И. Г. Школьные управляющие советы в Германии и проблематика теорий воспитания и социализации // Образовательная среда как фактор воздействия на деятельность школьных управляющих советов: материалы 21-й международной научно-практической конференции (22 апреля 2016 года, г. Москва). – М.: РИТМ, 2016. – 80 с.
20. Тагунова И. А. Знания, обогащающие теорию и практику воспитания в США // Отечественная и зарубежная педагогика, 2016, № 2. – С. 99–115.
21. Тагунова И. А., Селиванова Н. Л., Исаева М. А. Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 3 (38). 2015. – С. 20–36.
22. Шестун Евгений Православная педагогика. – М.: «Православная педагогика», 2001. – 576 с.
23. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 132 с.
24. Kucera J. Uvahy o inovaciiprincipovvychovy // Pedagogicka revue. 1991. № 10 – s. 97–98.
25. Personal and Social Education. Philosophical Petsprctives / Ed. P. White. – L., 1989. – 188 p.
26. Smith M. R. Contemporary character education. Principal Leadership (High School Ed.). – 2006. – № 6 (5). – P. 16–20.
27. Weinert F. E. Concept of Competence. Contribution within the OCED-Projekt Definition and Section of Competencies: Theoretical and Conceptual Foundations. Neuchatel: Bundesamt fur Statistik, 1999. – 44 p.