УДК: 
159.91+159.93+7.021
Быструшкин Сергей Константинович
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, bistrushkin@mail.ru, новосибирск
Созонова Ольга Ярославовна
Доцент кафедры рисунка, живописи и художественного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, camea@list.ru, Новосибирск
Петрова Нина Геннадьевна
Кандидат филологических наук, Доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, npetrova@ngs.ru, Новосибирск
Щукина Надежда Алексеевна Надежда Алексеевна
Магистр, Новосибирский государственный педагогический университет, nadechka10.95@mail.ru, Новосибирск
Иванова Татьяна Владимировна
Бакалавр, Новосибирский государственный педагогический университет, ivanovatatyana 32917@gmail. com, Новосибирск

Влияние психологических свойств личности на графическое воспроизведение зрительной информации

Аннотация: 
В статье представлены результаты исследования влияния психологических свойств личности на технику и характер графического воспроизведения зрительной информации. Проведена оценка психологических свойств личности младших школьников и студентов очной и заочной форм обучения разного пола, не имеющих художественных навыков. В ходе сравнительного анализа было установлено, что рисунки синтетического типа характерны для младших школьников и экстравертивных студентов независимо от пола. Активное применение кинестетического восприятия внешней информации в сочета-нии с визуальной и аудиальной репрезентативными системами, наличие высокого уровня функционального взаимодействия полушарий головного мозга позволяет выполнять рисунки аналитического типа. Такие рисунки особенно характерны для интровертивных юношей, а также для девушек-интровертов. Выявленную зависимость техники рисования от таких психологических свойств лич-ности, как доминирование одной из репрезентативных систем (при их различных сочетани-ях), психологический тип личности, особенности функциональной асимметрии головного мозга следует учитывать в процессе формирования и совершенствования художественных навыков обучающихся.
Ключевые слова: 
психологических свойств личности, зрительная информация, техника рисунка, межполушарная асимметрия, психотип, перцептивное восприятие.
Библиографический список: 

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
2. Антропова Л. К., Андронникова О. О., Куликов В. Ю., Козло-ва Л. А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека // Медицина и образование в Сибири. – 2011. – № 3. – С. 4.
3. Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. – М.: Изд-во ИПРАН, 2003. – 142 с.
4. Быструшкин С. К. Формирование адаптивных возможностей ре-бенка. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. – 170 с.
5. Венгер Л. А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспита-ния. – М.: Просвещение, 2001. – 152 с.
6. Волкова Е. Ф. Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 1997. – 16 с.
7. Жаворонкова Л. А. Особенности межполушарной асимметрии ЭЭГ правшей и левшей как отражение взаимодействия коры и регуляторных систем мозга // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия / под ред. Н. Н. Боголепова, В. Ф. Фокина. – М.: Научный мир, 2004. – С. 287–292.
8. Жукова Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников: дис. … канд. биол. наук – Киров, 2004. – 189 с.
9. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 105 с.
10. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
11. Майер Н. Я. Психологические механизмы формирования зрительного образа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 1995. – 22 с.
12. Озерова М. В. О детском рисовании. – М.: Изд-во «Студии Артемия Лебедева», 2013. – 270 с.
13. Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.
14. Ротенберг В. С. Межполушарная асимметрия, её функция и онтогенез // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. – М.: Научный мир, 2009. – С. 164–184.
15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
16. Черчес Т. Е. Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. – М.: Изд-во МГУ и Российской коммуникативной ассоциации, 2008. – С. 518–520.
17. Robbins I. Arts and crafts media ideas for the elementary teacher Ireene Robbins. – West Nyach (N.Y): Parker publ., 1973. – 236 p.