УДК: 
373+371+316.6+159.922.8
Гребенкин Евгений Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru, Новосибирск

Школьная медиация: подходы, контексты, особенности

Аннотация: 
В статье отражена проблема конфликтности школьной среды и агрессивного проведения подростков. Внедрение и развитие сети школьных служб примирения предполагает формирование иного, отличающегося от стандартного мировоззрения у педагогов и обучающихся в области разрешения конфликтов, профилактику агрессии и насилия среди несовершеннолетних, повышение конфликтной компетентности администраторов школы и педагогов. Рассматриваются преимущества и недостатки медиации. Особый акцент в данной статье был сфокусирован не на конфликтах, а на анализе поведения личности в условиях конфликтных отношений. В статье представлены подходы, регламентирующие деятельность служб примирения (медиации), этапы и особенности создания служб медиации, практический ресурсный материал, полезный в работе с обучающимися.
Ключевые слова: 
медиация, школьная медиация, медиативный процесс, медиаторы-ровесники, принципы медиации, тренинг.
Библиографический список: 

1. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы): как нам договориться?: практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. – СПб., 2001. – 128 с.
2. Гордийчук Н. В. Трансформативная медиация: основные понятия и установки // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – C. 41–48.
3. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя: как раскрыть в школьниках самое лучшее. – М.: ЛомоносовЪ, 2010. – 432 с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3. – СПб.: Диамант: Золотой век, 1999. – 560 с.
5. Кулапов Д. С. Виды медиации: теоретический аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – № 4 (99) – С. 119–122.
6. Пель Махтельд. Приглашение к медиации: практическое рукуводство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. – М., 2009. – 400 с.
7. Хертель Анита фон. Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в вашей жизни / пер. с нем. Н. Бабичевой. – СПб., 2007. – 272 с.
8. Mediation in der Schule: Konflikte Lösen in der Sekundarstufe 1. – Berlin, 2001. – 223 s.