УДК: 
378+37.0
Асадуллин Раиль Мирваевич
Доктор педагогических наук, профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, rail_53@mail.ru, Уфа
Фролов Олег Викторович
Доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский государственный университет, fov-osu@mail.ru, Оренбург

Современный педагогический университет: поиск новой идентичности

Аннотация: 
Предлагаемая статья по своему характеру является теоретической. Изменения в университетском управлении требуют учета его региональной специфики. Существующая модель управления педагогическим университетом не удовлетворяет общественным потребностям и экспектации образовательного и профессионального сообщества, что порождает запрос на повышение обоснованности и доказательности образовательной политики и в целом задает контекст для новых научных и практических подходов к управлению вузами профессионального педагогического образования. При подготовке статьи использованы итоги углубленного анализа массива научно-педагогических публикаций, опыта управленческой деятельности, обзора аналитических материалов ведущих российских и зарубежных ученых, отечественных и зарубежных образовательных организаций, органов управления образованием. Предлагаемые к обсуждению в статье результаты заключаются в теоретико-методологическом обосновании управленческой концепции в условиях трансформации ценностных позиций интенсивно меняющегося общественного пространства.
Ключевые слова: 
образовательная система, профессиональное образование, система профессионального образования, педагогическое образование, университет, институциональный кризис, эффективность высшей школы, развитие университетов
Библиографический список: 

1.Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. − СПб.: Питер, 2007. − 384 с.
2.Асадуллин Р. М. Человек в зеркале образования. – М.: Наука, 2013. – 245 с.
3.Асадуллин Р. М. Время педагогики: уроки и перемены. – Уфа: Вагант, 2010. – 346 с.
4.Бабинцев В. П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. − 2014. − № 2. − С. 30–37.
5.Барнетт Р. Осмысление университета // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2008. – № 6. – С. 49−60.
6.Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. тр. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 352 с.
7.Ефимов В. С., Лаптева А. В., Дадашева В. А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. − 2012. − № 3. − С. 13–48.
8. Жукова О. А. Духовный опыт и культура разума: религиозно-философская традиция в университетском образовании // Культурологический журнал. – 2011. – № 1(3). – С.12−18.
9.Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты − предприятия − государство. Инновации в действии. − Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. − 238 с.
10.Покровский Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом глобальных изменений // Общественные науки и современность. − 2005. − № 4.− С. 148–154.
11.Ритцер Дж. Макдональдизация общества. − М.: Праксис, 2011. – 592 с.
12.Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем: дис. ... д-ра экон. наук. − Йошкар-Ола, 2006. − 363 с.
13.Тихомирова Н. В. О будущем российского образования: новые форматы вузовского обучения // Университетское управление: практика и анализ. − 2014. – № 6. − С. 30−34.
14. Университет в Российской империи XVIII – первой половине XIX века. − М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 542 с.
15. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. к XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 19-22 апр. 2016 г.) / отв. ред. Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. – 76 с.
16. Четыре сценария будущего развития высшего образования // Вестник международных организаций. − 2009. − №1 (23). − С. 121−128.
17. Boekholt P. et al. An International Review of Methods to Measure Relative Effectiveness of Technology Policy Instruments // Final Report, July 2001, Technopolis Ltd.
18. Gibbons M. [et al.] The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. – London, 1994. − 127 p.
19. Jinghuan S. The Foundation and Trends of Undergraduate Education Reform in China’s Research Universities // Chinese Education and Society. – Vol. 44, No. 5. – P. 67–83.
20. Post-industrial transition in the higher education of Russia: on the example of the analysis of development of education market of the Northwest of the Russian Federation of the Russian Federation: Report of Fund «Center of strategic developments "Northwest"». – Saint Petersburg, 2005. − P. 127.
21.Temple J. A Positive Effect of Human Capital on Growth // Economics Letters. – 1999. – Vol. 65. – P. 131–134.