УДК: 
378+37.0
Варакута Алена Александровна
Аспирант кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, varakutaa@mail.ru, Новосибирск

Разработанность проблемы стандартизации образования в современных условиях: отечественный и зарубежный опыт

Аннотация: 
В статье представлен обзор публикаций отечественных и зарубежных авторов за последние 10 лет по проблеме стандартизации образования. Выделены актуальные вопросы, амбивалентные тенденции, современные концепции и научные подходы к решению проблемы стандартизации образования, в том числе: понятийный аппарат; современные социокультурные условия стандартизации; обоснование необходимости стандартизации и её роль в современных условиях; история развития стандартизации; зарубежный опыт стандартизации в образовании; критические отзывы о содержании современных образовательных стандартов; проблема соотношения стандартизации и индивидуализации, вариативности образования; проблема влияния стандартизации на деятельность и творчество педагога; проблемные аспекты стандартизации воспитательной работы; анализ стандартизации как особого вида деятельности вуза; методология стандартизации и архитектоника стандартов. Проблема стандартизации оценочных процедур выделена как требующая дополнительного исследования.
Ключевые слова: 
норматив, образование, стандарт, стандартизация, унификация, ФГОС
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Социокультурные условия и факторы вариативной педагогической деятельности в ситуации стандартизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3, № 3. – С. 282–286.
2. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 188 с.
3. Андриенко Е. В. Влияние глобализации на региональную стратегию развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 31–34.
4. Беспалько В. П. Размышления с видом на стандартизацию. Реплика // Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 20–24.
5. Варакута А. А. Гуманизация образования и системы педагогической оценки в историческом аспекте // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Перо, 2016. – С. 175–186.
6. Варакута А. А. Проблема педагогической системы оценки: традиции и новации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 3 (43). – С. 21–31.
7. Варакута А. А. Стандартизация профессиональной подготовки студентов вуза в динамике социально–культурных изменений // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 4 (44). – С. 20–28.
8. Ефремова Н. Ф. Стандартизация как условие обеспечения качества фондов оценочных средств вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 66–70.
9. Живокоренцева Т. В. Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 4. – С. 187–194.
10. Живокоренцева Т. В. Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixi. – 2012. – № 4. – С. 205–216.
11. Иванов Х. М. Развитие процессов национальной стандартизации обучения в европейском пространстве высшего образования // Государственное управление. Электронный вестник. – 2011. – № 27. – С. 26–31.
12. Левицкий М. Л. Проблемы стандартизации в образовании // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 1. – С. 2–5.
13. Матронина Л. Ф. Перспективы стандартизации и дестандартизации в информационном обществе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2008. – № 129. – С. 64–68.
14. Матронина Л. Ф. Стандарты и красота: организованность versus органичность // Российский технологический журнал. – 2014. – № 1 (2). – С. 36–41.
15. Матронина Л. Ф., Ручкина Г. Ф. Стандартизация образования в информационную эпоху. Методологический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 4. –
С. 21–25.
16. Мирошникова О. Х. Образование, основанное на стандартах // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – № 2 (10). – С. 68–79.
17. Несговорова Н. П., Савельев В. Г. Стандартизация образования и готовность педагогов к реализации ФГОС ОО: перспективы, проблемы, риски // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 338–346.
18. Панасюк В. П. Многоуровневая междисциплинарная методология и концепция стандартизации в сфере образования // Ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников: сб. науч. ст. / под науч. ред. В. А. Мелехина, С. И. Назаровой. – СПб., 2014. – С. 7–15.
19. Панасюк В. П., Романкова И. В. Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения // Человек и образование. – 2012. – № 2. – С. 22–26.
20. Панасюк В. П., Романкова И. В., Фофанов А. М. Проблемы и потенциал применения профессионального стандарта педагога как новой реальности // Человек и образование. – 2015. – № 4 (45). – С. 29–32.
21. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Стандартизация высшего педагогического образования в России как непрерывный процесс его обновления // Вестник ТОГИРРО. – 2015. – № 1 (31). – С. 28–31.
22. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 89–93.
23. Сапкулова Е. В. О стандартизации системы общего образования // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 3–1 (55). – С. 95–99.
24. Сафонова Т. В. Стандартизация образовательной деятельности: проблемы, поиски, решения // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – № 3-3. – С. 83–87.
25. Строев В. В. Оценка качества образования: мониторинг результатов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. –
№ 57. – С. 11–14.
26. Субетто А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С. 75–87.
27. Субетто А. И. Нормирование и стандартизация образования как фактор качества государственной образовательной политики // Общество. Среда. Развитие. – 2013. – № 2 (27). – С. 184–188.
28. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь / пер. с англ. М. Султановой; под общ. ред. А. Александровой. – М.: АСТ: Профиздат, 2008. – 569 с.
29. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: ACT, 2004. – 557 с.
30. Цапко Е. А. Развитие стандартизации как вида деятельности вуза // Стандарты и качество. – 2011. – № 2. – С. 72–74.
31. Цапко Е. А. Унификация как метод модернизации учебного процесса университета // Стандарты и качество. – 2013. – № 10. – С. 100–102.
32. Alison G. Dover, Nick Henning, Ruchi Agarwal-Rangnath. Reclaiming agency: Justice-oriented social studies teachers respond to changing curricular standards // Teaching and Teacher Education. – 2016. – № 59. – С. 457–467. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.016
33. Gill Wyness. Could universities learn from free schools on standardised assessment? [Электронный ресурс] // The Guardian. – 2012. – 21 ноября. – URL: http:// https://www.theguardian.com/higher–education–network/blog/2012/nov/21/university–exams–assessment–accreditation–regulation (дата обращения: 06.03.2017).
34. Elizabeth Watts, Georgy S. Levit, Uwe Hoßfeld Science standards: The foundation of evolution education in the United State // Perspectives in Science. – 2016. – Vol. 10. – С. 59–65. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pisc.2016.08.004