УДК: 
373.3/.5+796
Криволапчук Игорь Альлерович
Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии РАО, i.krivolapchuk@mail.ru, Москва

Оздоровительный потенциал средств физической подготовки школьников и параметры эффективных нагрузок

Аннотация: 
В статье на основе анализа современных научных данных раскрывается значение систематических занятий физическими упражнениями для оптимизации функционального состояния и укреплении здоровья детей в процессе индивидуального развития. Рассмотрены новые подходы к нормированию физических нагрузок различной направленности в занятиях оздоровительной тренировки с детьми разного возраста. Систематизированы характеристики и критерии, отражающие количественную и качественную меру воздействия физических упражнений на функциональное состояние и здоровье занимающихся. К числу таких характеристик, определяющих эффект занятий физическими упражнениями, прежде всего, относятся: содержание, направленность, величина и организация физических нагрузок. Введено в научный оборот понятие «оздоровительный потенциал физической нагрузки». Данное понятие характеризует скрытые возможности физической активности обеспечивать адекватный уровень жизнеспособности человека, формировать и поддерживать состояние его физического, психического и социального благополучия на основе сохранения динамического равновесия организма и его функций с окружающей средой.
Ключевые слова: 
физическая подготовка, функциональное состояние, здоровье, параметры эффективных физических нагрузок
Библиографический список: 

1. Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология. –2003. – № 3.– С. 27–31.
2. Бальсевич В. Стратегия формирования и сохранения здоровья человека средствами физического воспитания и спорта // Potegowanie zdrowia. Crynniki, mehanismy i strategie zdrowotne. – Radom, 2003. – C. 170–173.
3. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
4. Виру А. А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 142 c.
5. Волков Н. И., Осипенко А. А., Несен Э. Н., Корсун С. Н. Биохимия мышечной деятельности. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
6. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 136 с.
7. Доклад о состоянии здоровья в Европе // Региональные публикации ВОЗ. – Копенгаген, Европейская серия, 2002. – № 97. – 165 c.
8. Дудина Е. А. Эволюционный подход в системе оценки адаптивных возможностей организма человека // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 5. – С.14–16.
9. Земцовский Э. В. Физические нагрузки в подростковом возрасте. Подростковая медицина. – СПб.: Специальная литература, 1999. – С. 659–689.
10. Криволапчук И. А. Оздоровительные эффекты физических упражнений и их место в системе средств оптимизации функционального состояния человека // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004.– № 5.– С. 8–12.
11. Криволапчук И. А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания: Сообщение III. Биологическая надежность, обусловленность развития полом и уровнем двигательной активности, рекомендации // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 48–56.
12. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
13. Мильнер Е. Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 9. – С. 43–45.
14. Мохан Р., Глессон М., Гринхафф П.Л. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 295 с.
15. Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. – Киев: Здоровье, 1986.–152 с.
16. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
17. Спортивная метрология / под ред. В. М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
18. Уилмор Дж. Х., Костилл Д. Л. Физиология спорта и двигательной активности. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 503 с.
19. Швеллнус М. Олимпийское руководство по спортивной медицине. – М.: Практика, 2011. – 672 с.
20. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Med Sci Sports Exerc. – 1998. – № 30 (6). – P. 975–991.
21. Biddle S., Atkin A. J., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: a review of quantitative systematic reviews // International Review of Sport and Exercise Psychology. – 2011. – № 4 (1). – P. 29–41.
22. Chaddock L., Hillman C. H., Buck S. M., Cohen N. J. Aerobic Fitness and Executive Control of Relational Memory in Preadolescent Children // Med. Sci. Sports Exerc. – 2011. – Vol. 43, № 2. – P. 344–349.
23. Cooper K. H. The Aerobics Program for Total Well-Being. – New York: Bantam Books, 1982. – 352 p.
24. Crews D., Landers D. A. Meta-analytic review of aerobic fitness and reactivity to psychosocial stressors // Med. Sci. Sports Exerc. – 1987. – № 19 (5). – P. 114–120.
25. Currie C., Gabhainn S. N., Godeau E., Roberts C., Smith R., Currie D., Picket W., Richter M., Morgan A., Barnekow V. Inequalities in young people’s health: HBSC international report from the 2005/2006 survey. – Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2008 (Health Policy for Children and Adolescents, No. 5). – 224 p.
26. Donnelly J. E., Hillman C. H., Castelli D., Etnier J. L., Lee S., Tomporowski P., Lambourne K., Szabo-Reed A. N. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review // Med Sci Sports Exerc. –2016. – № 48 (6). – P. 1197–1222.
27. Global Recommendations on Physical activity for Health. – Geneva: World Health Organization, 2010. – 60 p.
28. Janssen I., Leblanc A. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth // International Journal of Behavioural Nutrition and Physical Activity. – 2010. – Vol. 7, № 40. – P. 1–16.
29. Katz D. L., Cushman D., Reynolds J., Njike V., Treu J. A., Walker J., Smith E, Katz C. Putting physical activity where it fits in the school day: preliminary results of the ABC (Activity Bursts in the Classroom) for fitness program // Prev Chronic Dis. – 2010. – № 7 (4). – 82 p.
30. Kelly P., Cavill N., Foster C. An analysis of national approaches to promoting physical activity and sports in children and adolescents. – Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2009. – 97 p.
31. Kelly P., Matthews A., Foster C. Young and physically active: a blueprint for making physical activity appealing to youth. – Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. – 34 p.
32. Kenney W. L., Wilmore J., Costill D. Physiology of Sport and Exercise. – Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2011. – 640 p.
33. Kirkcaldy B. D., Shephard R. J., Siefen R. G. The relationship between physical activity and self-image and problem behaviour among adolescents // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. – 2002. – № 37 (11). – P. 544–550.
34. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys’ and girls’ physical state // Medicina dello Sport. – 2014. – № 67 (2). – P. 241–250.
35. Lambiase M. J., Dorn J., Roemmich J. N. Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth // Am J Hypertens. – 2013. – № 26 (3). – P. 409–415.
36. Larun L, Nordheim L. V., Ekeland E., Hagen K. B., Heian F. Exercise in prevention and treatment of anxiety and depression among children and young people // Cochrane Database Syst Rev. – 2006. – № 19 (3) – 49 p.
37. London R. A., Castrechini S. A longitudinal examination of the link between youth physical fitness and academic achievement // J Sch Health. – 2011. – № 81 (7). – P. 400–408.
38. Martin B. W., Beeler I, Szucs T., Smala A. M., Brügger O., Casparis C., Allenbach R., Raeber P. A., Marti B. Economic benefits of the health-enhancing effects of physical activity: first estimates for Switzerland. Scientific position statement of the Swiss Federal Office of Sports, Swiss Federal Office of Public Health, Swiss Council for Accident Prevention, Swiss National Accident Insurance Organisation (SUVA), Department of Medical Economics of the Institute of Social and Preventive Medicine and the University Hospital of Zurich and the Network HEPA Switzerland // Schweizerische Zeitschrift fur Sportmedizin und Sporttraumatologie. – 2001. – № 49 (3). – P. 131–133.
39. Pate R. R., Pratt M., Blair S. N. et al. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. –1995. – Vol. 273, № 5. – P. 402–407.
40. Petruzzello S. J., Landers D. M., Hatfield B. D., Kubitz K. A., Salazar W. A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise: Outcomes and mechanisms // Sports Medicine. –1991. – № 11(3). – P. 143–182.
41. Petty K. H., Davis C. L., Tkacz J., Young-Hyman D., Waller J. L. Exercise effects on depressive symptoms and self-worth in overweight children: a randomized controlled trial // J Pediatr Psychol. – 2009. – № 34 (9). – P. 929–939.
42. Physical activity and health in Europe: evidence for action / ed. by N. Cavill, S. Kahlmeier, F. Racioppi. – Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2006. – 34 c.
43. Physical Activity Guidelines Advisory Committee (PAGAC). Physical Activity Guidelines Advisory Committee Report, 2008. – Washington: DC, US Department of Health and Human Services, 2008. – 683 p.
44. Roemmich J. N., Lambiase M., Salvy S. J., Horvath P. J. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children // Psychophysiology. – 2009. – № 46 (4). – P. 852–861.
45. Statement on Exercise: Benefits and Recommendations for Physical Activity Programs for All Americans // Circulation. – 1996. – Vol. 94. – P. 857–862.
46. Telford R. D., Cunningham R. B., Telford R. M., Abhayaratna W. P. Schools with fitter children achieve better literacy and numeracy results: evidence of a school cultural effect // Pediatr Exerc Sci. – 2012. – № 24 (1). – P. 45–57.
47. Wittberg R. A., Northrup K. L., Cottrell L. A. Children’s aerobic fitness and academic achievement: a longitudinal examination of students during their fifth and seventh grade years // Am J Public Health. – 2012. – № 102 (12). – P. 2303–2307.