УДК: 
378
Воронина Евгения Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, voronina_evgenya@mail.ru, Ишим
Слизкова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, lick_diana @mail.ru, Ишим

Роль студенческого самоуправления в формировании профессиональной идентичности студента

Аннотация: 
В статье рассматривается потенциал студенческого самоуправления как фактор формирования профессиональной идентичности студента. Авторы описывают структуру студенческого самоуправления, представленную на трех уровнях: вузовском, факультетском, академической группы. Представлено описание опыта реализации различных направлений студенческого самоуправления в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова и анализ его влияния на профессионально-педагогическую позицию. Среди направлений студенческого самоуправления наиболее продуктивными в плане формирования профессиональной идентичности являются научно-исследовательское, творческое, профильное отрядное, спортивно-массовое, информационное направления. Сформированность профессиональной идентичности предлагается оценивать на основе следующих критериев оценки: наличие знаний о содержании профессиональной деятельности, наличие представлений о собственных профессиональных намерениях (профессиональных планах), наличие знаний о субъекте профессиональной деятельности; статус идентичности; сформированность структурных компонентов идентичности (когнитивного, эмоционального, поведенческого). В статье приводится диагностический комплекс изучения уровня сформированности профессиональной идентичности будущих педагогов и результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: 
идентичность, профессиональная идентичность, студенческое самоуправление, профессионально-личностная позиция
Библиографический список: 

1. Ведерникова Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 75–78.
2. Ведерникова Л. В., Кунгурова И. М. Профессионально-творческое саморазвитие студентов педвуза: учебно-методическое пособие. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. –144 с.
3. Волчок Т. И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 10. – С. 10–21.
4. Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Концепт. –- 2015. – № 5. – С. 196–200.
5. Гарбузова Г. В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2009. – 22 с.
6. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. – Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского науч. центра высш. шк., 1999. – 26 с.
7. Киселёв Н. Н., Киселёва Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал . – 2014. – № 2. – С. 28–32.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). – URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 01.02.2016).
9. Слизкова Е. В., Колесникова Т. М. Качество подготовки выпускника вуза в аспекте реализации профессионального стандарта // XXV Ершовские чтения: межвузовский сборник научных статей. – Тюмень: Изд-во ТОГГИРО, 2015. – С. 172–173.
10. Столярова Э. О. Студенческое самоуправление как фактор сформированности социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Усть-Каменогорск, 2010. – 17 с.
11. Рикель А. М. Профессиональная «Я-концепция» и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2011. – № 3 (17). – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17.html (дата обращения: 25.04.2016).
12. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 15.11.2015).
13. Чеснокова Г. С. Особенности организации воспитательной работы в вузе // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 18–20.
14. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2004. – 600 с.
15. McGowen K. R., Hart L. E. Still different after all these years: Gender differences in professional identity formation // Professional Psychology: Research and Practice. – 1991. – № 21. – P. 118–123.
16. Roden J. K., Cardinal C. E. Factors which contribute to school administrators hiring decisions // Education. – 1996. – № 117. – P. 262–225.
17. Weinstein L. What Motivates College Students to Learn? // College Student Journal. – 2010. – № 44 (2). – P. 472–474.