УДК: 
376.6+376+159.922.8
Птахина Юлия Александровна
Старший преподаватель, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, yuliya.kemerovo@mail.ru, Кемерово

Педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений с различными адаптивными возможностями

Аннотация: 
В статье освещена проблема психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната. Представленные материалы указывают на то, что психолого-педагогическое сопровождение формирования социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) предполагает организацию совокупности целенаправленных, последовательных действий психолого-педагогического и медико-социального характера, направленных на повышение адаптивных возможностей индивида (психологической устойчивости, физической подготовленности, коммуникативного поведения, морально-нормативных показателей социализации) и обеспечивающих самоопределение обучающихся; рассмотрены факторы, препятствующие и способствующие формированию социального опыта. Модель обеспечивает организацию деятельности всех специалистов: учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, воспитателя, врача-педиатра, медицинской сестры и дифференцируется содержанием по формам и методам организации деятельности исходя из личностных особенностей (адаптивных возможностей) обучающихся и стратегией поведения, тем самым выстраивая индивидуальную траекторию. Разработанная нами педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта позволит повысить результативность подготовки обучающихся интерната к взаимодействию с другими людьми в окружающей изменяющейся социальной реальности, предполагающей в равной степени освоение вариантов взаимодействия с окружающими, понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий, осознанной саморегуляции, осмысление социальной среды, с учетом факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.
Ключевые слова: 
психолого-педагогическое сопровождение, формирование социального опыта, социально-адаптивное и здоровьесберегающее поведение, модель
Библиографический список: 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
2. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1978. – 311 с.
3. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие / под ред. Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной. – М.: Омега-Л, 2014. – 575 с.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
5. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-метод. пособие / отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 500 с.
6. Казин Э. М. Адаптация и социализация развивающейся личности // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. – Кемерово, 2011. – С. 237–241.
7. Казин Э. М. Теоретико-прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 6 (34). – С. 32–43.
8. Казин Э. М., Федоров А. И., Шинкаренко А. С. Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С 269–272.
9. Кейслер Г., Чэн Ч. Ч. Теория моделей. – М.: Мир, 1977. – 14 с.
10. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
11. Новик И. Б. Философские вопросы моделирования психики. – М.: Наука, 1969. – 174 с.
12. Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Наука, 1966. – 304 с.
13. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М.: Изд-во МГИК, 1994. – 214 с.
14. Bays C. T. The elementary school health fair: a process involving the whole school in health education // Essays ofan information Scientist. – 1986. – № 8. – P. 339–341.
18. Campbell D. T. Guidelines for Monitoring the Scientific Competence of Preventive Intervention Research Centers // Knowledge: Creation. Diffusion. Utilization. – 1987. – P. 389–430.
16. Cordova Castra A. Stressy aparato cardiovascular // Bobetindel Centroe studios neuros. – 1997. – № 1. – P. 47–54.