УДК: 
376
Палецкая Татьяна Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, tpaletskaya@yandex.ru, Новосибирск
Рюмина Татьяна Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, abt@ngs.ru, Новосибирск

Оценка достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как проблема эффективности инклюзивного образовательного процесса

Аннотация: 
В статье раскрывается актуальная проблема оценки достижений обучающихся в инклюзивной школе. Авторами описаны сложившиеся противоречия в системе оценивания образовательных результатов в российской инклюзивной практике. На основании данных мониторинговых исследований и публикаций специалистов в области инклюзивного образования обозначены наиболее часто применяемые инструменты оценивания образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В качестве результата исследования представлена система возможных параметров оценки деятельности различных субъектов инклюзивного образовательного процесса.
Ключевые слова: 
инклюзия, оценка, отметка, ограниченные возможности здоровья, параметры и показатели.
Библиографический список: 

1. Алехина С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы I Международной конференции. – М.: Изд-во МГППУ, 2011. – С. 20–22.
2. Банч Г., Алёхина С. В., Зиглер Р. Социальные преимущества инклюзии. Результаты исследования влияния инклюзивного образования на развитие детей [Электронный ресурс] // Эффективные технологии инклюзивного образования: в 4 ч.: Всероссийская научная школа с международным участием (г. Новосибирск, 22–25 октября 2013 г.). – Ч. 2: Особенности методики обучения и воспитания детей при реализации инклюзии. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=1PB3gk_WSOw (дата обращения: 15.06.2016).
3. Банч Г. О., Чепель Т. Л., Ряписова А. Г. Инклюзивное образование в Канаде и России: общность стратегических подходов и специфика тактических решений // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 7–17. DOI: http://vestnik.nspu.ru/article/1817 (дата обращения: 15.06.2016).
4. Банч Г. О. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3 (30). – С. 50–56. DOI: http://narfu.ru/upload/iblock/952/geri-banch-10-klyuchevykh-punktov-uspe... (дата обращения: 15.06.2016).
5. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии [Электронный ресурс]: практическое пособие / под ред. М. Вогана; пер. И. Аникеева; под общ. ред. М. Перфильевой. – М.: Перспектива, 2013. – URL: http://www.gosbook.ru/node/37022 (дата обращения: 15.06.2016).
6. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 233–238.
7. Пономарева Е. А. Критерии и показатели оценки педагогической деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – № 5. – С. 44–47.
8. Рефлексия в образовательном процессе / авт.-сост. Т. В. Рюмина, А. Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 130 с.
9. Ряписов Н. А., Ряписова А. Г. Мониторинг эффективности инклюзивной практики // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.01.
10. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 1. – С. 33–41.
11. Bunch G. Emerging research: students with disabilities, families, teachers. – Toronto: Inclusion Press, 2015. – 170 p.
12. Mitchell D. Introduction: Sixteen propositions on the contexts of inclusive education. In D. Mitchell. ed. Contextualizing Inclusive Education: Evaluating Old and New. – Abingdon, Oxfordshire: Routledge, 2005. – P. 1–21.