УДК: 
378(517.3)
Иванцивская Надежда Григорьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной графики, Новосибирский государственный технический университет, hope@graph.power.nstu.ru, Новосибирск
Сувд Эрдэнэчимэг
Аспирант кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, suvdde@gmail.com, Новосибирск

Реформирование инженерного образования в монголии (на примере монгольского государственного университета науки и технологии)

Аннотация: 
В рамках данного исследования были изучены вопросы реформирования инженерного образования в Монголии и накопленный опыт деятельности Монгольского государственного университета науки и технологии (МГУНТ) по внедрению кредитной системы обучения и инициативы CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate). Изучение документов по реформированию высшего образования в Монголии и трудов ученых позволили нам выявить противоречия между современными требованиями к уровню образования выпускников технических вузов и сложившейся практикой их подготовки. Разрешение выделенных противоречий возможно посредством совершенствования образовательного процесса технических вузов на основе внедрения кредит-системы и инициативы CDIO. Процесс внедрения инициативы в МГУНТ осуществляется в соответствии с планом стратегического развития. С помощью инициативы CDIO университет рассчитывает перестроить учебный процесс, расширить инновационную деятельность, активизировать взаимодействие с бизнесом, улучшить качество образования и по-новому позиционировать себя в образовательном мировом сообществе.
Ключевые слова: 
кредит-система, инициатива CDIO, высшее образование Монголии, инженерное образование, реформирование образования
Библиографический список: 

1. Амаржаргалан Т., Ариунболор Д. Система CDIO для подготовки новых инженеров // Приоритетные воспросы: сб. науч. работ / под ред. Т. Амаржаргалан. – Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2015. – С. 10–14 (на монгол. яз.).
2. Аюурзана П., Амаржаргалан Т., Ариунболор Д. Опыт внедрения инициативы CDIO в обучении Инженер-Мехатроник в МГУНТ // Приоритетные воспросы: сб. науч. работ / под ред. Т. Амаржаргалан. – Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2015. – С. 15–20 (на монгол. яз.).
3. Бадарч Д., Наранцэцэг Я. Методические рекомендации по внедрению кредит-системы и асинхронной организации учебного процесса / под ред. Б. А. Сазонова. – Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2002. – 112 с.
4. Бадарч Д., Наранцэцэг Я., Сазонов Б. А. Организация индивидуально ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / под общ. ред. Б. А. Сазонова. – М.: Изд-во НИИВО, 2003. – 98 с.
5. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. – М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2007. –190 с.
6. БНМАУлсын гэгээрлийн яамны сайдын тушаал [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения МНР, 1998 г., № 255. – URL: http://www.legalinfo.mn/annex/details/4618?lawid=8001 (дата обращения: 01.08.2014).
7. Гутман В. А. Сущность всемирной инициативы CDIO и опыт ее применения в системе образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10149 (дата обращения: 21.03.2016).
8. Дашжамц Д. К некоторым вопросам реформирования высшего образования в Монголии // Развитие техники и технологии, и наука университета: сб. науч. работ / под ред. Д. Дашжамц. – Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2006. – С. 124–125.
9. Дашжамц Д., Наранцэцэг Я. Реформирование университета на основе инновационной модели // Развитие техники и технологии, и наука университета: сб. науч. работ / под ред. Д. Дашжамц. – Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2006. – С. 139–145.
10. Дорожная карта реформирования высшего образования Монголии с 2010 до 2021 года [Электронный ресурс]: Приказ Правительства Монголии от 2010 г., № 15. – URL: http://www.meds.gov.mn/ (дата обращения: 15.03.2016) (на монгол. яз.).
11. Дорожная карта стратегического развития МГУНТ на 2012–2021 гг. [Электронный ресурс]: Приказ Ученого Совета 01 февраля 2012. – URL: http://erdenetis.edu.mn/resources/files/erh-zuin-akt/5_Roadmap_MUST2012.pdf (дата обращения: 05.04.2015) (на монгол. яз.).
12. Дубова И. В., Саначева Г. С., Рябов О. Н. Введение в инженерное дело при подготовке бакалавров направления «Металлургия» в идеологии CDIO [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15028 (дата обращения: 11.07.2016).
13. Конституция Монголии от 13 января 1992 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.legalinfo.mn/law/details/367 (дата обращения: 21.07.2015) (на монгол. яз.).
14. Наранцэцэг Я. Управление индивидуально-ориентированным учебным процессом в кредит-системе: дис. ... канд. управ. наук. – Улан-Батор., 2003. – 146 с.
15. О высшем образовании в Монголии [Электронный ресурс]: Закон Монголии, п 3, ст 3.3, от 03 мая 2002 г. – URL: http://www.legalinfo.mn/law/details/251 (дата обращения: 10.06.2015) (на монгол. яз.).
16. Об образовании в Монголии [Электронный ресурс]: Закон Монголии, п. 5, ст 1.2, от 03 июня 2002 г. – URL: http://www.legalinfo.mn/law/details/9020 (дата обращения: 10.06.2015) (на монгол. яз.).
17. Об образовании в Монголии [Электронный ресурс]: национальная программа от 03 февраля 2010 г., № 31. – URL: http://www.meds.gov.mn/director-content-364-317.mw (дата обращения: 01.12.2015) (на монгол. яз.).
18. План действий Правительста Монголии на 2012–2016 гг., от 18 сентября 2012, № 37 [Электронный ресурс]. – URL: http://zasag.mn/uploads/tog120h.pdf (дата обращения: 15.02.2016) (на монгол. яз.).