УДК: 
159.923+316.6
Перевозкина Юлия Михайловна
Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@brk.ru, Новосибирск

Импазо-ролевая модель диагностики социализации личности

Аннотация: 
Материалы статьи раскрывают основы импазо-ролевой диагностики особенностей социализации личности. Отражены основные принципы и подходы к феномену социализации личности. Подведены методологические основания к процессу социализации в контексте символического интеракционизма, рассматривающие личность как набор социальных ролей, реализующихся в межличностном взаимодействии. Отражены основные диагностические направления особенностей социализации субъекта. Обсуждаются базовые методологические основы к пониманию бессознательных тенденций социализации. Обосновывается, что в основе социализации личности лежат глубинные ролевые детерминанты – импозиты, посредством которых возможно предсказание характера социализации. Раскрываются суть и содержание нового понятия в современной психологии: «ролевой импозит», отражающего ролевые инварианты социализации личности на разных этапах. Предлагается диагностическая импазо-ролевая модель социализации личности, основывающаяся на концептуальных положениях теории архетипов и психологических типах К. Г. Юнга, ролевой обусловленности процесса социализации Дж. Мид, теории цветовых типов, и их проекции в мотивационной, эмоциональной и личностной сферах М. Люшера. Подробно описываются диагностические положения импазо-ролевой социализации личности в пяти сферах. Делается вывод об эффективности диагностики социализации личности в различных сферах, определение адекватности восприятия социальной роли и успешности социализации посредством диагностической импазо-ролевой модели.
Ключевые слова: 
социализация, личность, социальная потребность, роль, межличностное взаимодействие, ролевые импозиты, бессознательное, архетипы, инварианты, сферы социализации.
Библиографический список: 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 360 с.
2. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 190 с.
3. Маленко С. А. Архетипические сценарии социального взаимодействия // дис. … д-р филос. наук. – Нижний Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2010. – 451 с.
4. Мид Д. Сознание, самость и общество. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 34 с.
5. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.
6. Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 270 с.
7. Перевозкина Ю. М. Структурные трансформации психосемантических мифологических пространств личности (на примере славянской культуры): дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2009. – 222 с.
8. Перевозкина Ю. М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 173–177.
9. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. Теоретический конструкт ролевых импозитов // Смальта. – 2015. – № 5. – С. 45–52.
10. Тард Г. Социальная логика. – М.: Ленанд, 2014. – 507 с.
11. Фрейд З. Психология бессознательного. – Новосибирск: РИФплюс, 1997. – 550 с.
12. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544 с.
13. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Мн.: Харвест, 2004. – 400 с.
14. Bridgeforth B. W. Leadership As Role and Relationship in Social Dynamics: An Exploratory Study Seeking a Leadership Archetype. – Walden University, 2009. – 230 p.