УДК: 
378+37.0+159.922.1
Андронникова Ольга Олеговна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, andronnikova_69@mail.ru, Новосибирск
Ветерок Екатерина Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, veterokev@ya.ru, Новосибирск
Беззубова Наталья Сергеевна
Старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, nataly13bezz@gmail.com, Новосибирск

Гендерный подход к формированию универсальных компетенций в воспитательном пространстве ВУЗа

Аннотация: 
В данной статье отражены проблемы системы гендерного воспитания в вузе, предложены варианты их решения. Выделены направления изучения воспитательной системы в образовании. В статье представлен анализ существующих методологических подходов к определению понятия «универсальные компетенции». Раскрыты понятия «компетенция» и «универсальная компетенция» в системе современного образования. Описаны педагогические условия, позволяющие освоить комплекс универсальных компетенций в образовательном пространстве с учетом гендерного подхода. Представлены технологии формирования универсальных компетенций посредством воспитательной деятельности. Проанализирован опыт реализации воспитательной деятельности высших учебных заведений на основе компетентностного подхода. Обобщены теоретические и эмпирические аспекты деятельности вузов по выделению системы универсальных компетенций. Обозначен комплекс базовых универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной и личной реализации специалиста гуманитарного профиля, в том числе выпускника факультета психологии. Выделены основные составляющие системы универсальных компетенций, к которым относятся высокие личностные характеристики и способности реализовывать приобретенные навыки, знания и опыт. Предложен ряд видов воспитательной деятельности, в рамках которых могут быть сформированы универсальные компетенции. Проанализированы методологические основания гендерного подхода в воспитательной работе вуза.
Ключевые слова: 
модернизация образования, универсальные компетенции, воспитательная деятельность, гендерный подход
Библиографический список: 

1. Брылина И. В., Бердникова И. А. Гендерный подход в образовательном процессе // Известия Томского политехнического университета. − 2008. − № 6.− С. 127−131.
2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. − 2003. − № 10. − С. 51−55.
3. Гильманов А. З., Муратов Т. К. Основные требования работодателей к выпускникам вузов гуманитарного профиля // Регионология. − 2009. − № 3. − С. 153−156.
4. Дудкина Е. И. Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. − 2010. − № 1 (40). – С. 40−43.
5. Зеер Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. − 2007. − № 11. − С. 39−46.
6. Парникова Г. М. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будущих специалистов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. − 2008. − Том 5, № 2. – С. 55−60.
7. Сухорукова Н. А. Реализация гендерного подхода в образовательной практике технического вуза // Мир науки, культуры, образования. − 2012. − № 2. − С. 155−158.
8. Федосеева И. А. Развитие системы социального воспитания студенческой молодежи педагогического вуза на основе гендерного подхода: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2013. − 439 с.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. − 2003. − № 2. − С. 58−64.
10. Lengua L. J., Stormshak E. A. Gender, Gender Roles, And Personality: Gender Differences In The Prediction Of Coping And Psychological Symptoms // Sex Roles. − 2000. − Т. 43, № 11−12. − С. 787−820.